• Научная статья
  • 7 сентября 2023
  • Открытый доступ

Сравнительные конструкции в поэзии и прозе А. С. Пушкина: структура, семантика, функционирование

Аннотация

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей сравнительных конструкций в прозе и поэзии А. С. Пушкина с точки зрения структуры, семантики и функционирования. Научная новизна состоит в том, что в статье представлены результаты анализа всех извлеченных из Национального корпуса русского языка контекстов, содержащих соответствующие единицы, которые до этого не являлись предметом отдельного изучения. Кроме этого, в работе предложены детальная структурно-семантическая классификация сравнительных конструкций и лингвистический алгоритм выявления функциональных типов сравнений. В результате исследования определена специфика семантики слов, называющих основания сравнений; установлено преобладание (почти в 12 раз) образных сравнений над логическими; сделаны некоторые выводы об авторском сознании А. С. Пушкина. Наиболее часто в качестве основания сравнений выступают эмоции, движение и восприятие. Эксплицитно выраженные основания преобладают над имплицитными, что свидетельствует о неосознанном стремлении автора артикулировать основания при сравнении разнообразных сущностей. Кроме этого, самой реализуемой является понятийная область ЛИЦО, значит, для А. С. Пушкина при создании сравнений человек занимает особое место.

Источники

  1. Булыгина Т. В. К построению типологии предикатов // Булыгина Т. В., Шмелёв А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  2. Девятова Н. М. О сравнении образном, логическом, отождествительном: к проблеме типологии синтаксических конструкций // Преподаватель XXI век. 2008. № 4.
  3. Кожевникова Н. А. О тропах в поэзии Пушкина // Кожевникова Н. А. Избранные работы по языку художественной литературы / сост. Е. В. Красильникова, Е. Ю. Кукушкина, З. Ю. Петрова; под общ. ред. З. Ю. Петровой. М.: Знак, 2009.
  4. Крылова М. Н. Разноуровневые средства выражения сравнения, их функции в языке поэзии и прозы И. А. Бунина и С. А. Есенина: дисс. … к. филол. н. Ростов н/Д, 2003.
  5. Летучий А. Б. Сравнительные конструкции. 2015. URL: http://rusgram.ru/СРавнительные_конструкции#1
  6. Лыткина Г. В. Сравнительные конструкции русского языка: логико-лингвистический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60).
  7. Некрасова Е. А. Функциональная роль сравнений в стихотворных идиостилях различных типов // Некрасова Е. А., Бакина М. А. Эволюция поэтической речи XIX-XX вв. Перифраза. Сравнение. М.: Наука, 1986.
  8. Руднев А. Г. Синтаксис современного русского языка. М.: Высшая школа, 1968.
  9. Ташлыкова М. Б. Современный русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета, 2012.
  10. Трегубчак А. В. Семантика сравнения и способы её выражения: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
  11. Ушакова Ю. Ю. Лексическая наполняемость и структурно-семантические особенности компаративных тропов в русском языке: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2005.
  12. Черемисина М. И. Некоторые вопросы синтаксиса. Сравнительные конструкции современного русского языка. Новосибирск, 1971.
  13. Юдина Ю. И. Модели образов сравнений в языке русской художественной литературы конца XX – начала XXI вв.: автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2012.

Информация об авторах

Мамедов Ахмед Алипашевич

к. филол. н.

Иркутский государственный университет

Ладатко Анастасия Олеговна

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июля 2023.
  • Опубликована: 7 сентября 2023.

Ключевые слова

  • сравнительная конструкция
  • А. С. Пушкин
  • семантика грамматики
  • лингвистическая поэтика
  • антропоцентрическая лингвистика
  • comparative construction
  • A. S. Pushkin
  • semantics of grammar
  • language poetics
  • anthropocentric linguistics

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)