Аксиологический потенциал англоязычных слов 2022 года
Аннотация
В статье рассматривается вопрос ценностного ориентирования на материале знаковой лексики, признанной словами 2022 года. Цель исследования заключается в определении аксиологической маркированности слов 2022 года, а также выведении на их основе некоторых ценностных и антиценностных доминант, актуализирующих аксиосферу современного медиапространства. Было установлено, что сам процесс составления перечня слов года является одной из форм профессиональной коммуникативно-знаковой деятельности. В тексте работы было представлено авторское определение аксиологического потенциала, описаны флуктуации оценочного порядка в семантике слов года, выделены как ценностные (законность, свобода, стабильность), так и антиценностные (ложь, обман, манипуляция, эксплуатация) доминанты. Научная новизна заключается в раскрытии прагматической функциональности базовой (словарной) и контекстуальной семантики слов года, что выражается в моделировании моноязычного медиапространства и определении тематических и аксиологических векторов его направленности. Результат исследования выявил тенденцию к негативизации действительности с акцентом на отрицательную событийность в качестве определяющего современную жизнь в социуме фактора.
Источники
- Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М., 1993.
- Бородулина Н. Ю., Макеева М. Н. Культурно-аксиологический подход к исследованию языковых значений // Ценностные ориентации эпохи цифровизации: лингвопрагматический аспект: мат. междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2022.
- Вульфович Б. Г., Дедюхина А. Г., Зиньковская А. В. Язык и социум: динамика взаимоотношений: коллективная монография. Краснодар, 2022.
- Гибатова Г. Ф. Аксиология в языке // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121).
- Гнедаш А. А., Катермина В. В. Abortion Ban в англоязычных социальных медиа в 2022 г.: лингвопрагматические аспекты онлайн-коммуникации // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 4.
- Зиньковская А. В., Катермина В. В., Прима А. М., Спачиль О. В., Шершнева Н. Б., Щаренская А. М., Ильина А. А. Аксиология в языке и речи: коллективная монография. Краснодар, 2021.
- Зиньковская А. В., Самойлова А. В. Аксиологический потенциал инаугурационной речи Д. Байдена (лингвостилистический аспект) // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2022. № 4 (26). https://doi.org/10.18522/1995-0640-2022-4-10-24
- Калашникова О. А., Самойлова А. В. Жанровые особенности новостных текстов военно-авиационной тематики в зарубежном медийном дискурсе // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2021. Т. 31. № 5.
- Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
- Катермина В. В., Микитанова Т. С. Англоязычные неологизмы делового дискурса в лингвоаксиологическом аспекте // Креативная лингвистика: сб. науч. ст. Астрахань, 2021. Вып. 4.
- Липириди С. Х. Аксиологические трансформации как причина порождения новой лексики // Исследовательские парадигмы в современной филологии: мат. VII всерос. науч. конф. Краснодар, 2022.
- Марьянчик В. А. Аксиологический потенциал формы медиаполитического текста // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «История, филология». 2015. Т. 14. Вып. 6. Журналистика.
- Тихонова Н. Ю. Слова года в английском языке – 2022: анализ и комментарий // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98).
- Чакалова Э. П., Фарамазян З. А. Фрейм «Человеческие отношения» как способ представления ценностных доминант греческой концептосферы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 1 (112).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 августа 2023.
- Опубликована: 11 сентября 2023.
Ключевые слова
- ценностное моделирование медиапространства
- слово года
- аксиологическая маркированность
- value modelling of media space
- word of the year
- axiological markedness
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»