• Научная статья
  • 30 ноября 2023
  • Открытый доступ

Метатекст битнического «автотекста» («Биг-Сур» Дж. Керуака)

Аннотация

В статье одно из поздних произведений Дж. Керуака «Биг-Сур» (“Big Sur”, 1962) рассматривается как автобиографический роман, обозначающий переход творчества писателя к постмодернизму. Цель исследования – выявить степень влияния метатекста на носителя жанра автобиографического романа. Предпринята попытка ответить на вопрос, сохраняется ли идейно-содержательная целостность автобиографии как жанра во взаимодействии с элементами постмодернистской поэтики. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые и роман Керуака, и «автотекст» (произведение, характеризующееся автобиографизмом) рассмотрены в связи с движением поэтики художественного произведения от позднего модернизма к постмодернизму. В статье проанализированы формы и содержание метатекстуального комментария в романе «Биг-Сур», включающего в себя обращение автора к «раннему» Дж. Керуаку, размышления о битничестве, обширную цитацию и самоцитацию. Полученные результаты позволяют утверждать, что автор произведения сознательно эксплицирует себя в «Биг-Суре» с помощью различных уровней метатекста. Вместе с тем можно констатировать, что, проходя модификацию, автобиографический роман сохраняет свои ведущие признаки и в постмодернистском варианте.

Источники

  1. Васильева Ю. Ю. Особенности «спонтанной прозы» Джека Керуака // Концепт. 2014. № 10.
  2. Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. Вып. VIII. Лингвистика текста / сост., общ. ред. и вступ. ст. Т. М. Николаевой.
  3. Зверев А. М. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. М.: Наука, 1979.
  4. Киреева Н. В. Трансформация жанра автобиографии американскими писателями-постмодернистами // Преподаватель ХХI век. 2011. № 3.
  5. Киселев В. С. Метатекст как тип художественного целого (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282.
  6. Кнабе Г. С. Знак. Истина. Круг (Ю. М. Лотман и проблема постмодерна) // Лотмановский сборник. М., 1995. Вып. 1.
  7. Кудрявцева М. И. Метатекст в художественном дискурсе постмодерна: когнитивно-прагматический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 9.
  8. Кузнецова А. В. Семиозис метатекста в художественной коммуникации // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35).
  9. Кузнецова Е. А., Бочкарева Н. С. Эволюция героя-рассказчика в романах Дж. Керуака «Бродяги Дхармы» и «Биг Сюр» // Мировая литература в контексте культуры. 2009. № 4.
  10. Лежен Ф. Когда кончается литература? // Автобиографическая практика в России и во Франции / под ред. К. Вьолле, Е. Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006.
  11. Липовецкий М. Н. Из предыстории русского постмодернизма (метапроза Владимира Набокова от «Дара» до «Лолиты») // Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.
  12. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Об искусстве. Структура текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: статьи, заметки, выступления (1962-1993). СПб.: Искусство-СПб, 1998.
  13. Лукина Н. В. Метаобразования как средства диалогизации художественного текста (на материале произведений Т. Толстой) // Гуманитарные исследования. 2009a. № 3 (31).
  14. Лукина Н. В. Проблема выделения метатекста в художественном тексте // Русистика. 2009b. № 3.
  15. Ошиньш Э. Э. Метод и жанр прозы Джека Керуака: дисс.. к. филол. н. М., 1984.
  16. Смирнов Е. А. Музыкальные аспекты романа Джека Керуака «На дороге» // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347.
  17. Хаустов Д. Битники. Великий отказ, или Путешествие в поисках Америки. М.: РИПОЛ классик, 2017.
  18. Хаустов Д. С. Берроуз, который взорвался. Бит-поколение, постмодернизм, киберпанк и другие осколки. М.: Индивидуум, 2020.
  19. Цаплин Р. С., Полушкин А. С. Между возвышенным и обыденным: синтез поэтического и прозаического начал в романе Джека Керуака «В дороге» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (3).
  20. Шилова Е. Н. Метадрама в творчестве Кэрил Черчилл: автореф. дисс. … к. филол. н. Екатеринбург, 2011.
  21. Школьская А. О. Жанровый синкретизм в литературе андеграунда (роман Дж. Керуака «На дороге» и поэма Вен. Ерофеева «Москва – Петушки»): дисс. … к. филол. н. Смоленск, 2021.
  22. Эпштейн М. Парадоксы новизны: о литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988.
  23. Cook B. The Beat Generation. N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1971.
  24. Derrida J. Of Grammatology. Baltimore, 1976.
  25. Genette G. Paratexts: Thresholds of Interpretation. Cambridge, 1997.
  26. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodernist Literature. Urbana, 1971.
  27. Holmes J. C. This Is the Beat Generation // The New York Times Magazine. 1952. November 16.
  28. Lyotard J.-F. Answering Question: What Is Postmodernism // Innovation/Renovation: New Perspectives on the Humanities / ed. by I. Hassan and S. Hassan. Madison, 1983.
  29. McDarrah F. W. Kerouac and Friends: A Beat Generation Album. N. Y.: William Morrow & Co., 1985.
  30. Parkinson T. A Casebook on the Beat. N. Y.: Thomas Y. Crowell Company, 1961.
  31. Theado M. Understanding Jack Kerouac. Columbia: University of South Carolina, 2000.

Информация об авторах

Жиляков Никита Александрович

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Доценко Елена Георгиевна

д. филол. н., проф.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 октября 2023.
  • Опубликована: 30 ноября 2023.

Ключевые слова

  • метатекст
  • роман «Биг-Сур»
  • автобиографизм
  • писатель-битник
  • постмодернизм
  • metatext
  • novel “Big Sur”
  • autobiographism
  • beatnik writer
  • postmodernism

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)