• Научная статья
  • 11 января 2024
  • Открытый доступ

Проблемно-тематическое своеобразие «итоговой» книги стихов А. Вознесенского «Тьмать» (2008)

Аннотация

Настоящая статья посвящена целостному изучению специфики «итоговой» книги стихов А. Вознесенского. Цель исследования – выявить проблемно-тематическое своеобразие книги «Тьмать» (2008). Научная новизна нашей работы состоит в том, что это издание современного стихотворца впервые осмысливается как «итоговое», предлагается анализ жанрово-видовых особенностей «Тьмати». В результате нами установлено следующее: во-первых, отличительными чертами поэтики А. Вознесенского становятся декларативность, эпатажность, ярко выраженная субъективность поэтического голоса лирического героя, тесно слитого с обликом самого поэта. Во-вторых, книга А. Вознесенского «Тьмать» демонстрирует яркий пример «итоговой» книги стихов, жанровой канон которой разработан поэтами последней трети XIX столетия. Она построена по хронологическому принципу и воплощает авторский взгляд на собственную судьбу и судьбу России. В ней актуализируются мотив прощания, утраты, желание поделиться самым сокровенным, вспомнить о лучших минутах своей жизни, поблагодарить близких; биографизм сочетается с диалогической обращенностью к «другому». В-третьих, в данном издании значительно усиливается внимание к религиозно-философским мотивам и образам, что связано с переосмыслением прожитой жизни, подведением её итогов.

Источники

  1. Верина У. Ю. Книга стихов в русской поэзии ХХ в.: многообразие жанрово-композиционных форм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. № 3.
  2. Верина У. Ю. Обновление жанровой системы русской поэзии рубежа ХХ-ХХI вв. Мн.: БГУ, 2017.
  3. Гудкова С. П. Характер развития «итоговой» книги стихов как крупной жанровой формы в современной русской поэзии Мордовии // Вестник угроведения. 2019. № 1 (9).
  4. Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: в 4-х т. М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).
  5. Книга стихов как феномен культуры России и Беларуси: монография / под ред. Н. В. Барковской, У. Ю. Вериной. М. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.
  6. Мирошникова О. В. Итоговая книга стихов в последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика: монография. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2004.
  7. Неизвестный Э. Ритмы, пространство, звуки // Вознесенский А. Тьмать. М.: Время, 2008.
  8. Раевский Л. Об Инге Фельтринелли, Нью-Йорке и А. Вознесенском // Мастерская: журнал-газета истории, традиции, культуры. 17.02.2023. https://club.berkovich-zametki.com/?p=76216
  9. Сидоров Е. Поэзия как диагноз // Знамя. 2007. № 12.
  10. Фоменко И. В. Книга стихов: миф или реальность? // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение: мат. междунар. конференции. М.: РГГУ, 2003.

Информация об авторах

Гудкова Светлана Петровна

д. филол. н., доц.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Хозяйкина Анастасия Владимировна

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 ноября 2023.
  • Опубликована: 11 января 2024.

Ключевые слова

  • А. Вознесенский
  • книга стихов
  • метажанровое образование
  • мотив прощания
  • образ России
  • A. Voznesensky
  • book of poems
  • meta-genre form
  • farewell motif
  • image of Russia

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)