Языковые особенности репрезентации ценностных ориентаций российской и американской молодежи в социальных сетях
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы изучения ценностных ориентаций молодого поколения, которое особенно остро воспринимает кризисное состояние нравственных установок общества. Цель исследования заключается в выявлении особенностей вербализации ценностных ориентиров в современном американском и российском молодежном интернет-общении в условиях меняющихся приоритетов межличностного и межкультурного взаимодействия. Научная новизна исследования заключается в определении общих и отличительных черт в области ценностных ориентиров американского и российского молодежных социумов на материале популярных интернет-площадок ВКонтакте и Инстаграм (признана в России экстремистской организацией и запрещена), а также изучении средств интернет-дискурса, посредством которых конституируются выделенные ценности. В результате исследования выявлено, что в интернет-дискурсе как американской, так и российской современной молодежи представлены такие ценности, как семья, дружба и любовь. При этом существенно различаются способы вербализации данных ценностей на всех уровнях языка, что может быть объяснено типологическими особенностями языковых систем и социально закрепленной вариативностью языковых норм в сравниваемых лингвокультурах.
Источники
- Биктимирова Д. З. Репрезентация лингвокультурных ценностей в региональном политическом дискурсе (на материале речей молодых политиков): дисс. … к. филол. н. Уфа, 2022.
- Зарипова Э. М. Переоценка лингвосоциокультурных ценностей в современных условиях // Вестник Башкирского университета. 2021. № 4.
- Зубарев С. В. Дискурс современной прессы как смысловое поле формирования ценностных ориентиров коллективной языковой личности: дисс. … к. филол. н. Сочи, 2009.
- Ильин А. Н. Культура потребления как фактор управления трудом // Вопросы управления. 2015. № 5 (17).
- Комаров Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2003.
- Кошкарова Н. Н. Лексико-семантические изменения как отражение ценностных приоритетов носителей русского языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 2.
- Ли Е. В. К вопросу об универсальных ценностных основаниях argumentum ad hominem в политическом дискурсе // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 3 (11).
- Молодыченко Е. Н. Коммуникативно-прагматические особенности «лайфстайл-инструкции» как интернет-жанра в культуре потребления // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 57.
- Петрухина Е. В., Дедова О. В. Интернет как источник лингвистической информации (для изучения динамики русского словообразования) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 57.
- Ростовская Т. К., Калиев Т. Б. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции: монография. М.: Русайнс, 2019.
- Чжиюн Фан. Интернет-коммуникация как разновидность естественной письменной речи // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. № 4.
- Hanel P. H. P., Wolfradtc U., Maio G. R., Manstead A. S. R. The source attribution effect: Demonstrating pernicious disagreement between ideological groups on non-divisive aphorisms // Journal of Experimental Social Psychology. 2018. Vol. 79.
- Łącka-Badura О. Metaphorical conceptualization of success in American success books, aphorisms and quotes // Lingua Posnaniensis. 2016. Vol. 58 (1).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 октября 2023.
- Опубликована: 12 декабря 2023.
Ключевые слова
- ценностные ориентиры молодежи
- система ценностей американской культуры
- ценностная парадигма русской культуры
- глобализация
- интернет-дискурс
- youth value orientations
- value system of American culture
- value paradigm of Russian culture
- globalization
- Internet discourse
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»