• Научная статья
  • 13 декабря 2023
  • Открытый доступ

Загадка (не)русских имен в романе Уильяма Джехарди «Тщета: роман на русские темы»

Аннотация

В статье исследуется система персонажей в романе Уильяма Джехарди «Тщета» (1922) в имагологическом аспекте. Цель исследования – определить особенности изображения русского мира в романе Джехарди в его взаимодействии с миром европейской культуры в аспекте личности и межличностных отношений. Научная новизна работы обусловлена как недостаточной степенью исследованности основного материала (творчества У. Джехарди в целом и его романа «Тщета» в частности), так и фокусировкой исследовательского внимания на проблеме взаимодействия культурных идентичностей в поле личности одного героя, а также взаимоотношений персонажей. Впервые получены следующие научные результаты: доказано, что в образах главных героев взаимодействуют черты, приписываемые автором миру европейской (немецкой, британской) или русской культур; определено, что фундаментом в выстраивании взаимоотношений между персонажами является проблема национальной и культурной идентичности. В моделях поведения и внутренних реакциях героев выделено общее смысловое ядро, соотносимое в романе с русским миром – точнее, с русским интеллектуальным обществом рубежа XIX-XX вв.: покорность судьбе, состояние ожидания, глубинная отчужденность ото всех. Установлено, что биографический контекст и творчество А. П. Чехова сыграли решающую роль в формировании образа русского мира у английского писателя.

Источники

  1. Ковалева М. Ю., Королева С. Б. Жертвенность и свобода: образы русских женщин в романах Хью Уолпола // Вестник Московского городского педагогического университета. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4.
  2. Королева С. Б. Миф о России в британской культуре. М.: Флинта, 2021.
  3. Королева С. Б., Ковалева М. Ю. Образ русской княжны в романе В. Вулф «Орландо»: в диалоге с женскими образами Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 2021. № 4.
  4. Красавченко Т. Н. Уильям Джехарди: английский писатель с русским акцентом – о революции и Гражданской войне // Quaestio Rossica. 2017. Т. 5. № 4.
  5. Anton Chekhov in English. 1998-2008 / ed. by P. Henry. Oxford: Northgate Books, 2008.
  6. Calisher H. William Gerhardie: A Resurrection // The New Criterion. 1982. November. https://newcriterion.com/issues/1982/11/william-gerhardie-a-resurrection
  7. Cross A. The Russian Theme in English Literature. From the Sixteenth Century to 1980. An Introductory Survey and a Bibliography. Oxford: Oxford University Press, 1985.
  8. Davies D. William Gerhardie: A Biography. Oxford: Oxford University Press, 1990.
  9. Easthope A. Englishness and National Culture. L. – N. Y.: Routledge, 2005.
  10. Gervais D. Literary Englands. Versions of ‘Englishness’ in Modern Writing. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
  11. Hobsbawm E. J. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
  12. Snell J. William Gerhardie’s Russian Problem // Engelsberg Ideas. 2023. April, 19. https://engelsbergideas.com/notebook/william-gerhardies-russian-problem/

Информация об авторах

Королева Светлана Борисовна

д. филол. н., доц.

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Ковалева Марина Юрьевна

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2023.
  • Опубликована: 13 декабря 2023.

Ключевые слова

  • У. А. Джехарди
  • А. П. Чехов
  • образ русской женщины
  • проблема национальной и культурной идентичности
  • имагология
  • W. A. Gerhardie
  • A. P. Chekhov
  • image of a Russian woman
  • problem of national and cultural identity
  • imagology

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)