• Научная статья
  • 27 декабря 2023
  • Открытый доступ

Теонимическая лексика осетинского языка

Аннотация

Цель исследования – выявить семантику теонимов как в мифологических текстах, так и в повседневной речи осетинского языка. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые проводится анализ использования в речевой конструкции терминов, отражающих имена сакральных персонажей небесной сферы. В результате исследования были выявлены три пласта формирования мифологической лексики в осетинском языке под влиянием древнеиранской, христианской и кавказской религиозно-мифологических систем. Отдельные аспекты мифологии становились объектом исследований, однако теонимы как часть мифологической лексики осетинского языка впервые рассматриваются как прецедентный феномен. В статье проводится анализ теонимической лексики на предмет использования в речевой конструкции терминов, отражающих имена сакральных персонажей верхнего мира, и выявляется семантика теонимов как в мифологических верованиях, так и в повседневной речи осетинского языка. В ходе исследования было установлено, что теонимические термины и их семантика часто имеют глубокие символические и метафорические значения, которые сложно передать в других языках или культурах.

Источники

  1. Абаев В. И. Дохристианская религия алан // Абаев В. И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература / отв. ред. и сост. В. М. Гусалов. Владикавказ: Ир, 1990.
  2. Абаев В. И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир: сб. статей. М.: Наука, 1962.
  3. Багаев Н. К. Современный осетинский язык: в 2-х ч. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1965. Ч. I.
  4. Брагинский И. С., Лелеков А. А. Иранская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. М.: Наука, 1987. Т. 1.
  5. Дарчиева М. В. О темпоральной лексике в языке осетинского фольклора // Вопросы литературы и фольклора: сб. науч. статей. Владикавказ: ИПК СОИГСИ, 2014. Вып. VII. Ч. 1.
  6. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976.
  7. Калоев Б. А. Осетины. М.: Наука, 1971.
  8. Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир, 1992.
  9. Моргоева Л. Б. Семантика слова в культурно-историческом контексте // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 68-6.
  10. Моргоева Л. Б. Формулы-обереги как особый тип устойчивых выражений // Фундаментальные исследования. 2014. № 9.
  11. Сатцаев Э. Б. Нартовский эпос и иранская поэма Шахнаме (сходные сюжетные мотивы). Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008.
  12. Таказов Ф. М. Архетип мифонима Хуцау в религиозно-мифологических воззрениях осетин // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
  13. Таказов Ф. М. Мифологические архетипы модели мира в осетинской космогонии. Владикавказ, 2014.
  14. Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ: СОГУ, 2001.

Информация об авторах

Таказов Федар Магометович

д. филол. н.

Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева – филиал Владикавказского научного центра Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 ноября 2023.
  • Опубликована: 27 декабря 2023.

Ключевые слова

  • осетинский язык
  • теонимическая лексика
  • мифология осетин
  • сакральные персонажи
  • метафоры
  • Ossetian language
  • theonymic vocabulary
  • mythology of Ossetians
  • sacred characters
  • metaphors

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)