• Научная статья
  • 15 января 2024
  • Открытый доступ

Потенциал использования нейросетей как инновационного инструмента создания учебного контента и средства организации интерактивной образовательной среды на занятиях по русскому языку как иностранному

Аннотация

Цель исследования – определить возможности использования нейросетей как инновационного инструмента создания учебного контента и средства организации интерактивной образовательной среды на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье анализируются способы применения нейросетей на занятиях по иностранному языку, демонстрируется практический опыт создания технологической структуры занятия по русскому языку как иностранному с применением нейросетей. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые представлены методические разработки по созданию технологической структуры занятия по использованию нейросетей в обучении русскому языку как иностранному для решения различных учебных задач. В результате исследования было установлено, что нейросети обладают огромным потенциалом. Они могут стать помощником преподавателя и эффективным средством развития у инофонов коммуникативной компетенции, а также «мягких навыков».

Источники

  1. Аль-Кайси А. Н., Архангельская А. Л., Руденко-Моргун О. И. Интеллектуальный голосовой помощник Алиса на уроках русского языка как иностранного (уровень А1) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2.
  2. Елькина Е. Л. Нейросети. ИИ в обучении композиции студентов-дизайнеров // Вестник педагогических наук. 2023. № 3.
  3. Игнатьева Н. Д., Сидорова Е. Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: мат. междунар. науч.-практ. конференции (г. Москва, 1-2 июня 2023 г.). М.: МПГУ, 2023.
  4. Кабанова В. В., Логунова О. С. Применение искусственного интеллекта при работе с мультимедийной информацией // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 6 (111).
  5. Кузнецова А. А., Аксенова Е. Д., Михайлова Н. Д., Ткачева Р. А., Толкачева Н. Н. Искусственный интеллект в обучении русскому языку как иностранному в медицинском вузе: реальность и перспективы // Тверской медицинский журнал. 2022. Вып. № 4.
  6. Лукичев П. М., Чекмарев О. П. Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 1.
  7. Мантусов А. Б. Применение нейронных сетей при формировании поликодового текста // Вестник Атырауского университета имени Х. Досмухамедова. 2022. Т. 65. № 2.
  8. Наргес А. М. К. Использование искусственного интеллекта в обучении РКИ (с учетом преимуществ и недостатков) // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования: сб. науч. ст. по мат. III междунар. науч.-практ. конференции. Астрахань: Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, 2023.
  9. Прохоров Н. Н. Использование нейросетей на занятиях иностранного языка на примере чата GPT // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сб. мат. науч.-практ. конференции (г. Шуя, 18 мая 2023 г.). Шуя: Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, 2023.
  10. Рублёва Е. В. Искусственный интеллект в практике преподавания РКИ // РКИ: лингвометодическая образовательная платформа: сб. тр. междунар. науч.-практ. конференции. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
  11. Фурс С. П. Искусственный интеллект в сфере образования – помощник педагога или «подрывная» технология? // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1.
  12. Muratuly D., Denisova N. F., Krak Yu. V. Speech Detection and Recognition for Use in Online Proctoring Systems: A Review and Research of Technologies // Bulletin of D. Serikbayev EKTU. 2022. No. 4.

Информация об авторах

Писарь Надежда Владимировна

к. филол. н., доц.

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 декабря 2023.
  • Опубликована: 15 января 2024.

Ключевые слова

  • цифровая лингводидактика
  • коммуникативно-деятельностный подход
  • искусственный интеллект
  • нейросети
  • базовый уровень владения русским языком как иностранным (А2)
  • digital linguodidactics
  • communicative-activity approach
  • artificial intelligence
  • neural networks
  • basic level of proficiency in Russian as a foreign language (A2)

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)