• Научная статья
  • 2 февраля 2024
  • Открытый доступ

Модель системного описания арготизмов, инкорпорированных в ткань художественного текста (на материале романа Клод Изнер “Sang dessus dessous”)

Аннотация

В фокусе настоящей статьи, подготовленной в рамках апробации промежуточных результатов исследования арготического компонента художественного произведения, рассматриваются элементы традиционного и общего арго, инкорпорированные в ткань современного французского криминального романа. Модель полиаспектного анализа арго, впервые предложенная Э. М. Береговской и впоследствии дополненная Т. И. Ретинской, позволяет дать разностороннюю характеристику некодифицированным элементам, бытующим в речевом обиходе представителей различных профессиональных групп. В данной статье предпринята попытка апробации модели системного описания арготизмов, составленной на основе ключевых элементов модели полиаспектного анализа арготических элементов и дополненной следующими компонентами: 1) композиция портрета арготирующих персонажей; 2) функциональный анализ арготических блоков; 3) описание авторских окказионализмов, зафиксированных в романе. Итак, цель данного исследования – сформировать алгоритм описания арготизмов, максимально освещающий стилистические функции неконвенциональных лексем в художественном тексте. Научная новизна работы заключается в том, что анализируемые в данной статье компоненты ранее применялись обособленно, в рамках совокупной модели они реализуются впервые. В результате исследования сформирован алгоритм системной характеристики некодифицированных лексем, зафиксированных в тексте художественного произведения.

Источники

  1. Береговская Э. М. Арго и язык французской художественной прозы XX века. Смоленск: СмолГУ, 2009.
  2. Береговская Э. М. Пятиаспектный анализ профессиональных арго (на материале арго французских авто- и мотогонщиков) // Социальные варианты языка – III: мат. междунар. науч. конференции (г. Нижний Новгород, 22-23 апреля 2004 г.). Н. Новгород: Нижегор. гос. лингв. ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2004.
  3. Береговская Э. М. Социальные диалекты и язык современной французской прозы. Смоленск: Изд-во СГПИ, 1975.
  4. Коныгина Е. А., Козельская Е. А., Ретинская Т. И. Синонимическая субституция как специфический механизм арготического словотворчества: особенности терминологической номинации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 1.
  5. Кронгауз М. А. Семантика: учебник для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Академия, 2005.
  6. Паршуто О. В. Употребление арго во французском разговорном языке и в художественном тексте // Вестник Полоцкого государственного университета. 2013. № 10.
  7. Ретинская Т. И. Дидактический потенциал социолингвистической лаборатории в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 2 (99).
  8. Ретинская Т. И. Об одной из констант пятиаспектного анализа профессиональных арго // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 3.
  9. Ретинская Т. И. Синонимика как компонент полиаспектного анализа французских профессиональных арго // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. № 2 (12).
  10. Франсуа-Жежер Д. Французские арго: сосуществование // Проблемы социального разноречия: сб. трудов / пер. Э. М. Береговской. Смоленск: СГПИ, 1995.

Информация об авторах

Высоцкая Анна Сергеевна

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 октября 2023.
  • Опубликована: 2 февраля 2024.

Ключевые слова

  • криминальный роман
  • Клод Изнер
  • арготический компонент художественного произведения
  • модель полиаспектного анализа арготизмов
  • семантическая доминанта
  • crime novel
  • Claude Izner
  • argotic component of a literary work
  • model of a multidimensional argot analysis
  • semantic dominant

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)