• Научная статья
  • 2 февраля 2024
  • Открытый доступ

Деконструкция сатирической пьесы В. Маяковского «Клоп» в романтическо-утопическом и постмодернистском вариантах в китайской рецепции

Аннотация

Цель исследования – выявление влияния сатиры В. Маяковского на драматургию Китая. В статье рассматриваются произведения китайских авторов, созданные под влиянием сатирической пьесы В. Маяковского «Клоп». В пьесе Тянь Ханя «Фантазия о водохранилище гробниц династии Мин» и в одноименном фильме Цзинь Шаня идея перемещения в будущее определяет сюжетное и композиционное построение. Драма Мэн Цзинхуэя «Клоп» (версии 2000, 2013 и 2017 годов) повторяет основной сюжет пьесы В. Маяковского и сохраняет многие строки из оригинального произведения. Это первый опыт постановки пьесы В. Маяковского на китайской сцене. Научная новизна исследования состоит в том, что влияние Маяковского на китайскую драматургию впервые рассматривается в культурно-историческом аспекте и отражает динамику восприятия сатиры Маяковского в Китае от романтическо-утопического, связанного с концепцией «быстрого скачка» (Тянь Хань), до постмодернистского (Мэн Цзинхуэй). Обращение к не изученному в России китаеязычному материалу рецепции сатиры В. Маяковского позволит расширить представление об отношении к творчеству русского поэта-футуриста и драматурга за рубежом не только ученых-литературоведов, но и читающей публики. В результате исследования установлено, что сатирическая комедия русского поэта рубежа XIX-XX веков в деконструированных вариантах отражает проблемы становления китайского общества ХХ-ХХI веков.

Источники

  1. Ван Цзунху. Рецепция В. В. Маяковского в Китае // Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве: мат. междунар. науч. конференции, посвященной 125-летию со дня рождения поэта (г. Москва, 18-20 сентября 2018 г.). М.: ИМЛИ РАН, 2018.
  2. Ватутина А. С. Инсектный сюжет в пьесе В. Маяковского «Клоп» // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78).
  3. Гутов Е. В. Хэви метал рок: опыт системного описания // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2014. № 1.
  4. Комаров С. А. Комедии В. Маяковского «Клоп» и «Баня»: материалы к уроку // Филологический класс. 2003. № 9.
  5. Куликов В. «Клоп» Маяковского поставлен в Китае // Куликов В. Неизвестный Китай. 2005. https://pub.wikireading.ru/16194
  6. Лян Ван. Китайский писатель Тянь Хань в российских исследованиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 4 (34).
  7. Никольская Л. А. Тянь Хань и драматургия Китая XX века. М.: МГУ, 1980.
  8. Тарасенко Ю. В. Драма-антиутопия в русской литературе начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308.
  9. Февральский А. В. Примечания // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. / Акад. наук СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 11.
  10. Шагарова Л. П. Драматургия В. В. Маяковского и народный театр // Вестник Челябинского государственного университета. 1994. № 1.
  11. Шулунова Е. К. Пьеса Маяковского «Клоп» на китайской драматической сцене // Проблемы литератур Дальнего Востока: VI междунар. науч. конференция: сб. материалов (г. Санкт-Петербург, 25-29 июня 2014 г.): в 2-х т. М.: НП-Принт, 2014. Т. 2.
  12. Щенникова Л. П. Зрелищность как принцип изображения в комедии Маяковского «Клоп» // Вестник Челябинского университета. Серия 2: Филология. 1996. № 1.
  13. Яременко Ю. В. «Большой скачок» и народные коммуны в Китае. М.: Политиздат, 1968.
  14. 管玲玉. 孟京辉先锋戏剧的接受研究. 扬州: 扬州大学硕士论文, 2016 (Гуань Линюй. Исследование принятия новаторской драмы Мэн Цзинхуэя: дисс. … маг. филол. н. Янчжоу, 2016).
  15. 孟京辉. 先锋戏剧档案. 北京: 作家出版社, 2011 (Мэн Цзинхуэй. Новаторский театральный архив. Пекин: Писательская пресса, 2011).
  16. 方楚. 谈话剧《十三陵水库畅想曲》// 戏剧报. 1958. № 13 (Фан Чу. О пьесе «Фантазия о водохранилище гробниц династии Мин» // Драматическая газета. 1958. № 13).
  17. 洪子诚. 与《臭虫》有关——马雅可夫斯基,以及田汉、孟京辉 // 中国现代文学研究丛刊. 2019. № 8 (Хун Цзычэн. Связанные с «Клопом» – Маяковский, Тянь Хань и Мэн Цзинхуэй // Исследования современной китайской литературы. 2019. № 8).
  18. 章廷桦. 马雅可夫斯基的讽刺艺术——纪念诗人诞生九十周年 // 苏联文学. 1983. № 3 (Чжан Тинхуа. Искусство сатиры Маяковского – к 90-летию со дня рождения поэта // Советская литература. 1983. № 3).
  19. 张永健. 田间:中国二十世纪最杰出的乡土诗人 // 海南师范大学学报. 2008. № 5 (Чжан Юнцзянь. Тянь Цзянь: самый выдающийся местный поэт Китая в ХХ веке // Вестник Хайнаньского педагогического университета. 2008. № 5).
  20. 岳凤麟. 马雅可夫斯基-20世纪文学泰斗. 成都: 四川人民出版社, 2004 (Юэ Фэнлинь. Маяковский – литературный мастер ХХ века. Чэнду: Сычуаньское народное издательство, 2004).
  21. «臭虫»十三年后“复活” 孟京辉打造互动戏剧 // 艺术中国 («Клоп», «воскресший» через тринадцать лет, Мэн Цзинхуэй создает интерактивную драму // Искусство Китая). 08.11.2013. http://art1.china.cn/dance/2013-11/08/content_6444395.htm
  22. 高莽. 俄苏文学翻译家高莽先生回忆«臭虫» (Гао Манг. Переводчик русско-советской литературы Гао Манг вспоминает постановку комедии «Клоп»). 2000. http://ent.sina.com.cn/h/24381.html

Финансирование

Публикация подготовлена при поддержке Китайского стипендиального совета и относится к части кандидатской диссертации «Рецепция творчества Маяковского в Китае на рубеже XX-XXI вв.».

Информация об авторах

Лю Чао

Иркутский государственный университет

Кузьмищева Наталья Михайловна

к. филол. н., доц.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 декабря 2023.
  • Опубликована: 2 февраля 2024.

Ключевые слова

  • В. Маяковский
  • феерическая комедия «Клоп»
  • деконструкция
  • интерактивная драма Мэн Цзинхуэя
  • Тянь Хань
  • V. Mayakovsky
  • enchanting comedy “The Bedbug”
  • deconstruction
  • interactive drama by Meng Jinghui
  • Tian Han

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)