Функционально-прагматический аспект использования парафонационных средств при выражении эмоционального состояния персонажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Аннотация
Цель исследования заключается в выявлении функционально-семантического потенциала парафонационных средств для репрезентации эмоционального состояния персонажа. В статье рассматриваются парафонационные средства, функционирующие в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»: глаголы речевого действия, которые имеют семантические возможности для выражения эмоционального состояния; конкретизаторы, которые дополняют глаголы, не имеющие эмотивной семы в лексическом значении; образные номинации, представленные эпитетами и метафорами. Авторы акцентируют внимание на том, что функционально-семантический потенциал парафонационных средств реализуется именно в контексте, благодаря которому создается смысловая точность описания эмоционального состояния. Особое внимание уделено контекстам, в которых эмоции выражаются совокупностью парафонационных средств и других элементов параязыковой системы: паракинемами, парапроксемами и т. д. Также в статье проанализировано авторское описание таких фонационных явлений, как вздох, смех, молчание, которые выступают маркерами конкретного эмоционального состояния. Научная новизна заключается в том, что рассмотренные в функционально-прагматическом аспекте парафонационные средства, во-первых, в разной степени реализуют эмотивный потенциал в художественном тексте, во-вторых, воздействуют на читательское восприятие смыслов текста и обеспечивают верное понимание авторского замысла в целом. В результате исследования были выявлены особенности парафонационных средств, которые выполняют функцию репрезентации эмоционального состояния персонажа, конкретизации эмоций, создания психологического портрета персонажа.
Источники
- Боева Е. Д. Авторские интерпретации невербальных знаков в художественном тексте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-1 (48).
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: URSS, 2017.
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
- Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. Тула: Гриф и К, 2001.
- Любимова О. Ю. Метафорическая концептуализация эмоционального состояния «гнев» (на материале английского и русского языков): дисс. … к. филол. н. М., 2021.
- Романов Д. А. Эмоции в системе языковых репрезентаций. Белгород: БелГУ, 2004.
- Романов Д. А. Эмоциональный репертуар рассказа А. П. Чехова «Ионыч» в аспекте современных читательских компетенций // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2022. № 2.
- Сорокина А. В. Языковая репрезентация отрицательных эмоций в невербальном поведении лиц различного социального статуса (на материале англоязычных художественных текстов ХХ-ХХI вв.): автореф. дисс. … к. филол. н. Н. Новгород, 2020.
- Филимонова О. Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте: учеб. пособие. СПб.: Книжный дом, 2007.
- Хроленко А. Т. Параязык в художественной прозе // Русская речь. 2020. № 6.
- Шаховский В. И. Эмоции как объект исследования в лингвистике // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9.
- Шаховский В. И. Эмоции: долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. M.: ЛИБРОКОМ, 2013.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 декабря 2023.
- Опубликована: 9 февраля 2024.
Ключевые слова
- параязык
- парафоника
- эмоция
- художественный текст
- И. С. Тургенев
- paralanguage
- paraphonics
- emotion
- literary text
- I. S. Turgenev
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»