• Научная статья
  • 12 февраля 2024
  • Открытый доступ

Образы городов в творчестве индийского поэта Кунвара Нараяна (1927-2017)

Аннотация

Цель исследования состояла в том, чтобы, очертив место поэта Кунвара Нараяна в поэзии хинди ХХ в., определить основные особенности образов городов в его творчестве и стоящее за его подходом к образу города мировоззрение автора. Научная новизна исследования связана со слабой изученностью «новой поэзии» хинди и творчества Кунвара Нараяна. Впервые в отечественной индологии комплексно рассмотрены образы городов в творчестве Кунвара Нараяна и поставлен вопрос о дальнейшем развитии его творческого метода после увлечения западными веяниями модернизма, общего для большинства крупных поэтов хинди 1950-1970-х годов. В результате установлено, что центральная для модернизма проблематика отчуждения, духовного одиночества человека среди враждебной среды, особенно городской, не является для поэта основной. Главным для него оказывается изображение города в связи с темами путешествия, родины и культуры. Результатом работы можно считать уточнение представлений о том, как эволюционировала поэзия хинди во время и после эпохи «новой поэзии»: на смену протестным настроениям модернистов приходит мироощущение, связанное с переходом от юношеского бунта против действительности к принятию и попыткам ее осмыслить.

Источники

  1. Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.). Теория. История. Поэтика: в 2-х кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 1.
  2. Вишневская Н. А. Запад есть Запад, Восток есть Восток. М.: Наследие, 1996.
  3. Вишневская Н. А. Чхаявад и проблемы формирования новой литературной системы в поэзии хинди ХХ века. М.: Наука, 1988.
  4. Вишневская Н. А., Серебряный С. Д. Общественный прогресс и «прогрессивная поэзия» // Художественные направления в индийской литературе ХХ века. Поэзия хинди: сборник. М.: Наука, 1977.
  5. Гачев Г. Д. Неминуемое ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989.
  6. Лесик К. А. Мотив странствия в творчестве Кунвара Нараяна // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2020a. Т. 12. Вып. 4.
  7. Лесик К. А. Образ дерева в поэзии Кунвара Нараяна // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2020b. № 2.
  8. Лесик К. А. Образ мусульманского прошлого Индии в творчестве Кунвара Нараяна // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2021. № 1.
  9. Модернизм в литературах Азии и Африки: очерки / отв. ред. А. В. Образцов. СПб.: Восточный факультет СПбГУ, 2015.
  10. Очерки истории литератур Индии: X-XX вв. / отв. ред. С. О. Цветкова. Изд-е 2-е. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.
  11. Сенкевич А. Н. Общество. Культура. Поэзия (Поэзия хинди периода независимости). М.: Наука, 1989.
  12. Сенкевич А. Н. Основные тенденции развития «новой поэзии» // Художественные направления в индийской литературе ХХ века. Поэзия хинди: сборник. М.: Наука, 1977.
  13. Сенкевич А. Н. Хариванш Рай Баччан. М.: Наука, 1979.
  14. Серебряный С. Д. Литературные искания эпохи Двиведи // Художественные направления в индийской литературе ХХ века. Поэзия хинди: сборник. М.: Наука, 1977.
  15. Стрельцова Л. А. Большой город в «новой поэзии» хинди // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014а. № 1-2 (31).
  16. Стрельцова Л. А. «Новая поэзия» в литературах северо-восточной Индии (на примере хинди, бенгальского и непальского языков): дисс. … к. филол. н. СПб., 2014b.
  17. Стрельцова Л. А., Челнокова А. В. Индийский Модернизм // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2012. № 4.
  18. Челышев Е. П. Современная поэзия хинди (Традиции и новаторство в творчестве Сумитранандана Панта и Сурьяканта Трипатхи Ниралы). М., 1965.
  19. Челышев Е. П. Сумитранандан Пант – певец Гималаев. М., 1985.
  20. Челышев Е. П. Сурьякант Трипатхи Нирала. М.: Наука, 1978.
  21. Browarczyk M. “If I Return This Time I Must Return Greater…”: Kunwar Narain: His Reminiscences and Retellings of the Past // Cracow Indological Studies. 2020. No. 22 (1).
  22. Consolaro A. Dying Trees in Globalizing Hindi Literature // International Journal of Afro-Asiatic Studies. 2016. No. 20.
  23. Czekalska R. Images of India’s Muslim Past in Modern Hindi Poetry – Five Poems on Three Cities by Kunvar Narain // Cracow Indological Studies. 2009. Vol. 11. Islam on the Indian Subcontinent.
  24. Gaeffke P. Hindi Literature in the Twentieth Century. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1978.
  25. Rosenstein L. New Poetry in Hindi. New Delhi, 2004.
  26. Stasik D. My Intimate Neighbour: Kunwar Narain’s Poetics of Trees // Pandanus. 2014. Vol. 14.2.
  27. Strelkova G. Romanticism in India and Chayawad Poetry // Romanticism in Literature: On the Cross-Road of Époques and Cultures / ed. by I. Ratiani. Beau Bassin: Scholar’s Press, 2018.

Информация об авторах

Стрелкова Гюзэль Владимировна

к. филол. н., доц.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Гурия Анастасия Георгиевна

к. филол. н.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 мая 2023.
  • Опубликована: 12 февраля 2024.

Ключевые слова

  • Кунвар Нараян
  • наи кавита
  • новая поэзия
  • модернизм
  • литература хинди
  • Kunwar Narain
  • Nayi Kavita
  • new poetry
  • modernism
  • Hindi literature

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)