• Научная статья
  • 14 февраля 2024
  • Открытый доступ

Репрезентация творчества А. Блока в видеопоэзии

Аннотация

Цель исследования – определить важнейшие особенности репрезентации и рецепции поэтических текстов А. Блока в жанре видеопоэзии, представленной на международном фестивале «Видеостихия». В статье рассматривается специфика видеопоэзии как новой сферы в искусстве, связанной с поиском как современных форм поэтического творчества, так и способов его толкования и репрезентации; анализируются поэтические клипы по стихотворениям А. Блока. Внимание исследователей акцентируется на сложности аудиовизуализации стихотворений поэта-символиста, который воспринимал жизнь в ее трансцендентной сущности. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые представлены результаты анализа современных произведений в жанре видеопоэзии, основанных на блоковских текстах; расширены подходы к изучению визуальной сферы стихотворений А. Блока. Доказано, что репрезентация творчества А. Блока в видеопоэзии имеет свою специфику: авторы могут модернизировать блоковский текст, углубляя восприятие стихотворения за счет метафорического и символического видеоряда, или воссоздавать контекст, погружая зрителя в атмосферу Серебряного века; интертекстуальные включения также помогают каждому из видеохудожников представить в медиапространстве новое прочтение поэтического высказывания А. Блока о мире и о человеке.

Источники

  1. Альфонсов В. Н. Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М. – Л.: Советский писатель, 1966.
  2. Гавриков В. А. Будущее литературы // ART LOGOS. 2021. № 2 (15).
  3. Горбунова О. И. Специфика образности А. Блока в контексте культуры серебряного века: изобразительный аспект: автореф. дисс. … к. филол. н. Иваново, 1999.
  4. Дацко Д. А. Медиапоэзия как синтетический вид современного поэтического творчества // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 11-2 (77).
  5. Долинский М. З. Искусство и Александр Блок. Книжная и журнальная графика, театр, портреты. М.: Советский художник, 1985.
  6. Зайцева Т. Б. Предметно-смысловое пространство видеопоэзии, представленной в номинации «Поэзия Урала» на международном фестивале «Видеостихия» // Libri Magistri. 2021. № 4 (18).
  7. Зайцева Т. Б., Рудакова С. В., Цуркан В. В. Феномен эстетического счастья в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 4.
  8. Иванов В. И. Заветы символизма. 1916. https://sv-scena.ru/Buki/Rodnoye-i-vsyelyenskoye.178.html
  9. Кленовская В. А. Медиапоэзия как практика самопознания // Социум и власть. 2018. № 4 (72).
  10. Ловчинский Н. А. Образ двери как реализация топоса порога в современной русской постмодернистской поэзии (на примере текстов А. Алехина и Д. Григорьева) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 5.
  11. Мазуренко О. В. Цветосюжет в лирике А. Блока (на материале поэтических текстов 1905-1915 гг.): дисс. … к. филол. н. Воронеж, 2015.
  12. Неженец Н. И. Реалистическая символика Александра Блока // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4 (78).
  13. Осипова Т. А. Особенности видеопоэзии как литературного жанра // Филологический аспект. 2019. № 6 (50).
  14. Пога Л. Н. Видеопоэзия как способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44.
  15. Постникова Е. Г. Четыре стихии мирозданья в видеопоэзии (на материале видеороликов-победителей международного фестиваля «Видеостихия») // Libri Magistri. 2022. № 4 (22).
  16. Провалова Е. В. Архетип Вечной Женственности в повести В. Аксенова «Золотая наша железка» // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сб. мат-лов V международной молодежной научно-практической конференции / под ред. С. В. Рудаковой. Магнитогорск, 2019.
  17. Рудакова С. В. Проблема репрезентации счастья в материалах фестиваля «Видеостихия» в контексте истории видеопоэзии // Libri Magistri. 2021. № 4 (18).
  18. Семьян Т. Ф., Смышляев Е. А. Видеопоэзия в формировании нового читателя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 10.
  19. Смышляев Е. А., Семьян Т. Ф. Видеопоэзия Яниса Грантса // Libri Magistri. 2022. № 4 (22).
  20. Титаренко С. Д. Поэтика визуального образа у Блока и традиции итальянской живописи Средневековья и Возрождения // Шахматовский вестник. 2010. Вып. 10-11.
  21. Jakobson R. Language in Literature. Cambridge – L.: The Belknap Press of Harvard University Press, 1987.
  22. Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. 2008. No. 7.

Информация об авторах

Зайцева Татьяна Борисовна

д. филол. н., доц.

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

Цуркан Вероника Валентиновна

к. филол. н., доц.

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

Весельева Алена Олеговна

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 января 2024.
  • Опубликована: 14 февраля 2024.

Ключевые слова

  • поэзия А. Блока
  • видеопоэзия
  • репрезентация
  • аудиовизуальный образ
  • фестиваль «Видеостихия»
  • A. Blok’s poetry
  • video poetry
  • representation
  • audiovisual image
  • festival ‘Videostikhiya’

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)