• Научная статья
  • 14 февраля 2024
  • Открытый доступ

Женский этнотип в лирических песнях «Шицзина» (XI -VI вв. до н. э.) и в повествовательной прозе средневекового Китая

Аннотация

Цель исследования – показать, что прозаические произведения литераторов эпохи Тан отразили новый этнотип китайских женщин, сформированный в сознании китайцев в этот период. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской синологии проведен сравнительно-сопоставительный анализ женских образов в литературе древнего и средневекового Китая. В песнях древнекитайского поэтического памятника «Шицзин» портрет включал не только описание внешности, но и перечень моральных качеств, реже – манеры поведения героинь, однако не затрагивал особенностей их характера. Авторы новелл эпохи Тан отказываются от описательства внешности героинь и расширяют круг женских персонажей, добавляя небожительниц и лис, принимающих женский облик. Полученные результаты показали, что в средневековой литературе описание внешности героинь играло незначительную роль и чаще всего сводилось к эпитету «красавица» без внимания к деталям, принятым в архаичной литературе. Ставится проблема соотношения описаний деталей портрета женских персонажей и особенностей их характеров и манеры поведения. В результате доказано, что в рассматриваемых прозаических произведениях приоритет отдан моральным качествам женских персонажей, что свидетельствует о влиянии конфуцианской идеологии на авторов прозаических сочинений исследуемого периода.

Источники

  1. Воскресенский Д. Н. Повествовательная проза на литературном языке вэньянь // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5-ти т. / ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2008. Т. 3. Литература. Язык и письменность.
  2. Кравцова М. Е. «Красавица» – женский образ в китайской лирике (поэзия древности и раннего средневековья) // Проблема человека в традиционных китайских учениях: сб. статей / отв. ред. Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1983.
  3. Малахевич Д. С. Образ женщины в китайской лирике периода Шести династий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2022. Т. 27. № 1.
  4. Семантика образа в литературе Востока: сб. статей / сост. И. В. Стеблева. М.: Восточная литература РАН, 1988.
  5. Серебряков Е. А. Женщина в конфуцианской традиции (по материалам досунских комментариев к «Шицзину»). 1987. https://koryo-saram.site/e-a-serebryakov-zhenshhina-v-konfutsianskoj-traditsii/
  6. Сулейменова А. Образ женщины: российский и японский взгляд // Вестник Челябинского государственного университета. 2004. № 7.
  7. Тань Аошуан. Китайская картина мира. Язык. Культура. Ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  8. Ebrey P. B. Women and the Family in Chinese History. Binghamton – Ithaca: Binghamton and Cornell University Press, 2004.
  9. Lee S. Korean and Japanese Portraits of Ideal Lovers // Asian Literary Voices: from Marginal to Mainstream / ed. by Ph. F. Williams. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2010. Vol. 12.
  10. The East Asian Region: Confucian Heritage and Its Modern Adaptation / ed. by G. Rozman. Princeton: Princeton University Press, 2014.
  11. 赖庆芳。千古美人物。中国历史上的俊男美女。香港:中华书局,2016 (Лай Цинфан. Красивые персонажи тысячелетней истории. Мужчины и женщины. Гонконг: Издательство Чжунхуа шуцзюй (Сянган) юсянь гунсы, 2016).

Информация об авторах

Захарова Наталья Владимировна

д. филол. н.

Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 января 2024.
  • Опубликована: 14 февраля 2024.

Ключевые слова

  • литература Китая
  • этнотип
  • поэтический канон «Шицзин»
  • новеллы «чуаньци»
  • Chinese literature
  • ethnotype
  • poetic canon ‘Shijing’
  • Chuanqi short stories

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)