• Научная статья
  • 26 февраля 2024
  • Открытый доступ

Особенности рецепции «онегинского текста» в литературном процессе XXI в.

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию специфики развития «онегинского текста», изучению характера его рецепции в русской поэзии последних десятилетий. Целью исследования является определение особенностей развития и трансформации сюжетов и мотивов «онегинского текста» в современном литературном процессе. Научная новизна состоит в том, что впервые современные поэтические переработки «Евгения Онегина» А. С. Пушкина осмысливаются в заявленном аспекте, что позволяет расширить представление об их проблемно-тематическом своеобразии и композиционных принципах, а также определить место поэтических «перепевов» в литературном процессе XXI в. В результате, во-первых, установлено, что появление большого количества «онегинских текстов» обусловлено желанием поэтов отойти от клишированного восприятия классического образца и осмыслить современность сквозь призму пушкинского романа в стихах. Деконструируя жанровый канон пушкинского произведения, современные авторы создают травестийные тексты, «перепевы», пародии на классический сюжет, где знаковый герой становится маркером современной эпохи. Во-вторых, авторы XXI в. пишут фанфики с целью обратить внимание на творческую личность создателя текста, сделать его популярным в сети Интернет; в-третьих, появление «онегинских текстов» обусловлено рефлексией по поводу несовершенств дня сегодняшнего в противовес классической картине мира.

Источники

  1. Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 3-х т. / под общ. ред. Ф. М. Головенченко. М.: Гослитиздат, 1948. Т. 1.
  2. Гальцева Р. По следам гения // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в.: сборник / сост., вступ. ст., библиогр. справки Р. А. Гальцевой. М.: Книга, 1990.
  3. Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый Мир. 2003. № 12. https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2003/12/kak-razmnozhayutsya-malfoi.html
  4. Грекова Л. В. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и русская беллетристика 1830-х – 1850-х годов: аспекты рецепции: дисс. … к. филол. н. Псков, 2000.
  5. Гроссман Л. Пародия как жанр литературной критики // Бегак В., Кравцов Н., Морозов А. Русская литературная пародия / вступ. ст. А. Цейтлина и Л. Гроссмана. М. – Л.: Госиздат, 1930.
  6. Гудкова С. П. Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов: дисс. … д. филол. н. Саранск, 2011.
  7. Дроздова А. О., Петров В. В. Нарративные интерпретации романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в русском фанатском сообществе // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2018. № 5.
  8. Загидуллина М. Ремейки, или Экспансия классики // Новое литературное обозрение. 2004. № 5 (69).
  9. Загидуллина М. Скрытые смыслы русской классики: первое десятилетие XXI века. 2011. https://rospisatel.ru/konferenzija/zagidullina.htm
  10. Костыря А. В. Метатекстовая практика: сиквелы к романам Джейн Остен // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 2.
  11. Новиков В. Л. Книга о пародии. М.: Просвещение, 1989.
  12. Розанов И. Н. Литературные репутации. М.: Советский писатель, 1990.
  13. Черняк М. А. Классика в кривом зеркале массовой литературы. К вопросу о тенденциях российской словесности XXI века // Studi Slavistici. 2009. Т. 6. № 1.
  14. Чумаков Ю. Н. «Евгений Онегин» и русский стихотворный роман. Новосибирск: Вестник НГПИ, 1983.

Информация об авторах

Гудкова Светлана Петровна

д. филол. н., доц.

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Раужина Анастасия Михайловна

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 января 2024.
  • Опубликована: 26 февраля 2024.

Ключевые слова

  • современная поэзия
  • роман в стихах
  • пародия, травестия
  • фанфик
  • modern poetry
  • novel in verse
  • parody
  • travesty
  • fanfic

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)