• Научная статья
  • 11 марта 2024
  • Открытый доступ

«Защита Лужина» В. Набокова в контексте традиций романа воспитания

Аннотация

Цель исследования – обоснование концепции миромоделирующей стратегии Набокова-романиста в берлинский период его творческого становления. Отправной точкой в статье является очевидный факт обращения русского писателя к нарративам, широко используемым в предшествующей ему литературной практике, от которой отталкивается автор, создавая свою картину мира, осложненную новым содержанием. В этом ключе строятся два первых его романа «Машенька» и «Король, дама, валет», где легко узнаются сюжеты, основанные на мотивах неразделенной любви и адюльтера. Однако в отношении следующего романа «Защита Лужина» аналогичная связь с предшествующей литературной традицией не установлена. Предложенная в статье концепция жанровой идентичности этого романа, сопряженная с нарративными особенностями, вносит некоторые уточнения в его понимание. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые раскрывается причинно-смысловая соотнесенность третьего романа В. Набокова с европейским «романом воспитания». Лежащая в его основе модель мира оказалась исторически необыкновенно продуктивной. И именно от нее отталкивается русский писатель первой волны эмиграции. Результатом исследования становится выявление принципов художественного миромоделирования, лежащих в основе литературной стратегии Набокова-романиста в берлинский период его творческой эволюции.

Источники

  1. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  3. Бойд Б. Владимир Набоков. Русские годы. 2010. http://nabokov-lit.ru/nabokov/bio/bojd-nabokov-russkie-gody/index.htm
  4. Валлон А. Педагогические и психологические идеи «романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 2.
  5. Гиждеу С. «Ученические годы Вильгельма Мейстера» – образовательный роман Просвещения. М., 1948.
  6. Головко В. М. Герменевтика литературного жанра. М., 2019.
  7. Дмитриенко О. А. Поэтика русскоязычной прозы В. В. Набокова: репрезентация религиозно-философских и религиозно-мистических идей: автореф. дисс. … д. филол. н. СПб., 2017.
  8. Дьячковская Л. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина». 2001. http://russianway.rhga.ru/upload/main/39_dyach.pdf
  9. Загарина Е. М. Традиции романа воспитания в прозе Дж. Ирвинга конца 1960-х – 1980-х гг.: автореф. дисс. … к. филол. н. Казань, 2011.
  10. Медарич М. Владимир Набоков и роман ХХ столетия // Russian Literature. 1991. Vol. 29. No. 1.
  11. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983.
  12. Николаев Н. И. К уточнению понятий «внутренний человек» и «внутренний мир человека» // RES PHILOLOGICA. Ученые записки Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова: сб. научных статей / отв. ред. Э. Я. Фесенко. Архангельск, 2002.
  13. Николаев Н. И., Дулова С. А. И. Бунин и В. Набоков. Об особенностях миромоделирования в русской литературе первой волны эмиграции // Мир русского слова. 2022. № 3.
  14. Николаев Н. И., Шестакова Е. Ю. Детство в русских литературных представлениях XVIII-XIX столетий: монография. М.: ФЛИНТА, 2021.
  15. Одиноков В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. М., 1971.
  16. Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-ХХ веков. Генезис и эволюция: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2005.
  17. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
  18. Плужникова Ю. А. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «роман воспитания» в русской и немецкой литературе XVIII-XIX веков: эволюция жанра: автореф. дисс. … к. филол. н. Ульяновск, 2012.
  19. Пятигорский А. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова. 1999. http://russianway.rhga.ru/upload/main/50_Pyatigorsky.pdf
  20. Рац И. М. Бунинское влияние в «Машеньке» Владимира Набокова // Творчество И. А. Бунина в историко-литературном контексте (биография, источниковедение, текстология) / ред.-сост. О. А. Коростелев, С. Н. Морозов. М.: Литфакт, 2019.
  21. Садриева А. Н. Трансформация западноевропейского романа воспитания в культурном контексте современности: автореф. дисс. … к. культ. Екатеринбург, 2007.
  22. Сарана Н. В. Традиция английского романа воспитания в русской прозе 1840-1860-х годов: дисс. … к. филол. н. М., 2018.
  23. Стрельникова Л. Ю. Литературная игра в ранней прозе В. В. Набокова: модернистские и постмодернистские аспекты: дисс. … д. филол. н. Краснодар, 2020.
  24. Токарева Т. Н. Традиции романа воспитания в советской литературе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2011. № 1.
  25. Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В. Набокова. М. – СПб.: Летний сад, 2001.
  26. Шалимова Н. С. Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины ХХ века: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2018.

Информация об авторах

Николаев Николай Ипполитович

д. филол. н., проф.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Дулова Светлана Алексеевна

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 января 2024.
  • Опубликована: 11 марта 2024.

Ключевые слова

  • литература ХХ века
  • В. Набоков
  • нарративная стратегия
  • роман воспитания
  • образ становящегося человека
  • 20th-century literature
  • V. Nabokov
  • narrative strategy
  • Bildungsroman
  • image of the developing person

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)