Черты романа инициации в биографическом графическом романе Пьера Кристена и Себастьяна Вердье «Оруэлл»
Аннотация
Цель исследования – определить своеобразие графического романа инициации в современной литературе. В статье исследуется репрезентация обряда посвящения в художественном тексте с учетом жанрового синтетизма произведения, включающего черты антиутопии и биографического графического романа. Выделяются опорные точки композиции романа П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл», анализируется эволюция внутреннего мира протагониста, основные образы и символы произведения. Научная новизна исследования заключается в развернутом анализе жанрового синтеза графического романа и романа инициации, что ранее не предпринималось ни в отечественном, ни в зарубежном современном литературоведении. Проведенное изыскание вносит определенный теоретический вклад: доказывается тенденция к скрещиванию жанровых видов в текстах авторов XXI века на примере графического романа – одного из самых актуальных жанров на сегодняшний день. Кроме того, приведенный анализ выявляет специфику репрезентации взросления человека в современной литературе, а также определяет обряд инициации как одну из неотъемлемых частей фикционализированной биографии. В результате доказано, что в графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл» ключевое значение имеют нарратив инициации, являющийся фундаментом произведения, его трехчастная структура и жанрообразующие черты.
Источники
- Адельгейм И. Е. «Всякое детство есть некая подвижная правда»: проза инициации в молодой польской прозе конца XX – начала XXI века. М.: МАКС Пресс, 2004. Вып. 2.
- Айснер У. Комикс и последовательное искусство / пер. с англ. М. Заславского. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
- Алимурадов О. А., Шубитидзе В. З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филологический аспект. 2020. № 09 (65).
- Баранова К. М. Ведущие лейтмотивы ранней американской словесности и их влияние на современную литературу // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. № 1 (7).
- Викулова Л. Г., Кулешова А. В., Вяткина А. А. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков: иллюстрированный журнал (на материале французской прессы) // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / отв. ред. и сост. Н. В. Аниськина, Л. В. Ухова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014.
- Дубнякова О. А., Кашина Т. А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 1 (25).
- Костылева И. А. Типология жанра романа-биографии в русской литературе ХХ-ХХI веков (на материале творчества Б. К. Зайцева и А. Н. Варламова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 5.
- Креолизованный текст: смысловое восприятие: коллективная монография / отв. ред. И. В. Вашунина. М.: Институт языкознания РАН, 2020.
- Меркулова М. Г. Теория английскости в контексте исследования творчества писателей-мультикультуралистов в Великобритании // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук: сб. научных трудов по лингвистике и литературоведению. М.: МГПУ, 2021.
- Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 10.
- Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19.
- Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера “Sin City” («Город Грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81).
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Like Book, 2023.
- Прудиус И. Г. Черты антиутопии в графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл» // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4.
- Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Оптимизация речевого воздействия. М.: Ин-т языкознания РАН, 1990.
- Шалимова Н. С. Поэтика романа инициации в современной литературе США // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
- Шалимова Н. С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (30).
- Baetens J. Le roman graphique // La bande dessinée: une médiaculture / sous la dir. d’É. Maigret, M. Stefanelli. P.: Armand Colin, coll. “Médiacultures”, 2012.
- Baron-Carvais A. La bande dessinée. P.: Presses Univ. de France, 1994.
- Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. Toulouse – Milan: Les Essentiels Milan, 2005.
- Mansanti C. Le roman graphique. 2013. https://www.fabula.org/actualites/journee-d-etudes-sur-le-roman-graphique-amiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php
- Nerlich M. Qu’est-ce qu’un iconotexte ? Réflexions sur le rapport texte-image photographique // Iconotextes: actes du colloque international tenu à l’Université Blaise Pascal (Clermont-Ferrand, 17-19 mars 1988). P.: Ophrys, 1990.
- Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord. 2008. https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 февраля 2024.
- Опубликована: 14 марта 2024.
Ключевые слова
- роман инициации
- графический роман
- жанровый синтетизм
- П. Кристен
- С. Вердье
- initiation novel
- graphic novel
- genre synthetism
- P. Kristen
- S. Verdie
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»