• Научная статья
  • 27 марта 2024
  • Открытый доступ

Вербальный имидж 44-го президента США Барака Обамы: самопрезентация и взгляд СМИ

Аннотация

В настоящей статье проводится анализ вербального имиджа Б. Обамы в речах самого экс-президента и в ситуативно-аналитической статье о нем в британской онлайн-газете. Цель настоящего исследования заключается в выявлении инвариантных и вариативных особенностей вербального имиджа 44-го президента США Барака Обамы в СМИ и в собственных речах президента. Научная новизна исследования обусловлена результатами анализа, которые состоят в выявлении существенных различий в целевых установках субъектов высказывания с позиции самопрезентации, с одной стороны, и с точки зрения того, как имидж создается в СМИ, с другой. В статье приводятся описание лексико-синтаксических средств вербализации имиджа президента и сравнение метасемиотического содержания речей и статьи с точки зрения построения имиджа Б. Обамы. В собственных речах экс-президент представлен как эксперт в своей должности, тогда как в аналитической статье Б. Обама изображен как политический деятель, не заслуживающий доверия. Полученные результаты показали, что противоположные целевые установки субъектов высказывания в речах и статье проявляются в антитетическом изображении имиджа президента посредством фонологических, лексических, лексико-фразеологических, морфосинтаксических, а также невербальных компонентов текстов.

Источники

  1. Бредихин С. Н., Гасанов Б. В. К проблеме делимитации образа и имиджа в политическом медиадискурсе // Научная мысль Кавказа. 2022. № 1.
  2. Данкова Н. С. Речь Д. Байдена: стратегии и тактики создания положительного имиджа // Политическая лингвистика. 2021. № 6 (90).
  3. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. № 3.
  4. Драчева Ю. Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2.
  5. Калинин О. И. Лингвопрагматические характеристики имиджевого политического медиатекста: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2017.
  6. Кубрякова Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1.
  7. Нартикова З. А. Лингвокогнитивный анализ прагматического потенциала метафоры в аргументации политического дискурса (на примере выступлений лидеров политической и экономической сферы России и США) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 1.
  8. Сакулин С. В. Политический юмор – актуальная технология убеждающей коммуникации // Постсоветский материк. 2021. № 4 (32).
  9. Скулимовская Д. А. Стратегии и тактики в политическом дискурсе (на материале выступлений Б. Обамы) // Политическая лингвистика. 2017. № 1.
  10. Хафизова А. А., Ораздурдыева Э. Р. Средства формирования речевого имиджа политического лидера // Казанский вестник молодых ученых. 2023. Т. 7. № 1.
  11. Чернобровкина Е. П. Речевое поведение президента США Барака Обамы: роль стратегий и тактик в создании имиджа популярного и успешного политика // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2013. № 11.
  12. Ягуфаров Р. А., Ань Л. Языковые средства формирования медиаобраза Джо Байдена в текстах англоязычных СМИ КНР // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 9 (123).

Информация об авторах

Караульщикова Юлия Владимировна

Самарский государственный социально-педагогический университет

Царькова Ольга Александровна

Самарский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 февраля 2024.
  • Опубликована: 27 марта 2024.

Ключевые слова

  • вербальный имидж
  • целевые установки
  • субъект высказывания
  • языковые средства
  • verbal image
  • targets
  • subject of proposition
  • linguistic means

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)