• Научная статья
  • 26 апреля 2024
  • Открытый доступ

Прагматический потенциал рекуррентной лексики в текстах СМИ (на материале новостных сообщений немецкоязычных СМИ о России)

Аннотация

Цель исследования – описать прагматические функции рекуррентной лексики в текстах СМИ определённой тематической направленности, оценив возможность её использования как средства воздействия на массовое сознание. Научная новизна исследования заключается в том, что употребление рекуррентных лексических единиц в дискурсе СМИ впервые рассматривается с позиций прагмалингвистики как эффективное средство манипулирования сознанием получателей информации и формирования лингвокогнитивного пространства в соответствии с прагматическими интересами отправителей сообщений. Посредством регулярно используемых и тиражируемых в новостных сообщениях лексических единиц происходит как актуализация социальной значимости обозначаемых ими событий, явлений или понятий, так и навязывание адресатам сообщений нужных отправителям текстов установок и оценок. В результате исследования установлено, что лексика коннотативного типа, рекуррентно используемая немецкоязычными СМИ в новостных текстах о России последних лет, имеет преимущественно негативную коннотацию и может выступать в качестве языкового средства воздействия на сознание немецкоязычных получателей новостных сообщений и моделирования лингвокогнитивного пространства новостного дискурса данной тематики.

Источники

  1. Белокопытова И. А. Рекуррентность как лингвокультурная категория (на материале русского и немецкого языков): автореф. дисс. … к. филол. н. Майкоп, 2010.
  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. СПб.: Речь, 2003.
  3. Иванов Е. Е. О рекуррентности афористических единиц в современном русском языке // Русистика. 2019. Т. 17. № 2.
  4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2017.
  5. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.
  6. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие: монография. М.: Российская государственная библиотека, 2001.
  7. Терехова Е. В. Рекуррентные конструкции в английском политическом дискурсе как лингвистический инструмент мониторинга изменений общественного сознания // Политическая лингвистика. 2010. № 3 (33).
  8. Терехова Е. В. Рекуррентные конструкции как инструмент исследования политического и медийного дискурса (на материале современного английского языка) // Политический дискурс в парадигме научных исследований: II международная научно-практическая конференция. Тюмень: ВекторБук, 2015.
  9. Титкова О. И. К определению рекуррентности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014а. № 8 (694).
  10. Титкова О. И. Обучение межкультурной иноязычной коммуникации на основе рекуррентной лексики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014b. № 14 (700).
  11. Титкова О. И. Особенности формирования частной рекуррентности в маркетинговом дискурсе (на примере интернет-маркетинга) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014c. № 20 (706).
  12. Титкова О. И. Рекуррентные лингвистические единицы как механизм управления социальной значимостью информации в масс-медиа // Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике: сборник научных трудов: в 2-х т. М.: Московский государственный институт международных отношений, 2017. Т. 1.
  13. Титкова О. И. Рекуррентные языковые единицы в институциональной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014d. № 9 (695).
  14. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие. М.: Флинта, 2017.

Информация об авторах

Иванченко Татьяна Анатольевна

к. филол. н., доц.

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 марта 2024.
  • Опубликована: 26 апреля 2024.

Ключевые слова

  • рекуррентная лексика
  • рекуррентные лексические единицы
  • рекуррентность
  • речевое воздействие
  • речевая манипуляция
  • recurrent vocabulary
  • recurrent lexical units
  • recurrence
  • speech influence
  • speech manipulation

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)