• Научная статья
  • 27 апреля 2024
  • Открытый доступ

Феномен художественного свиста в традиционной культуре Китая и его связь с китайской классической литературой

Аннотация

Цель исследования – определить значение, место и основные особенности художественного свиста «сяо» 啸 в традиционной культуре и классической словесности Китая. В статье рассматриваются наиболее ранние теоретические обобщения китайцев о свисте, указываются созданные ими формы и технические приемы свиста, прослеживается история свистового искусства в контексте развития китайской литературы и выявляются его различные функции и влияние на творчество литераторов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной синологии китайский свист становится предметом специального комплексного изучения: выясняются философская основа, эстетика и литературное значение художественного свиста, дается периодизация истории этого искусства с достаточно подробным рассмотрением наиболее важных в ней эпох и периодов, приводится классификация «сяо» по различным видам, анализируется его использование в фольклоре и литературе. В результате исследования установлено особое и достаточно заметное место художественного свиста в традиционной культуре Китая, выявлена философско-эстетическая сущность данного феномена, определены основные функции и жанровые разновидности свистового искусства, раскрыто его значение в китайской классической словесности.

Источники

  1. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Восточная литература, 2002. Кн. 1-2.
  2. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая / вступ. ст., перев. и коммент. Л. Д. Позднеевой. М.: Вост. лит., 1967.
  3. Барулин А. Н. Семиотический рубикон в глоттогенезе. Часть 1 // Вопросы языкового родства. 2012. № 8.
  4. Бежин Л. Е. Под знаком «ветра и потока». М.: Вост. лит., 1982.
  5. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / предисл., перев. и коммент. Э. М. Яншиной. М.: Вост. лит., 1977.
  6. Курциус Э. Р. Европейская литература и латинское Средневековье: в 2-х т. М.: Издательский дом ЯСК, 2021. Т. 1-2.
  7. Лаоцзы. Обрести себя в Дао / сост., автор перв. разд., предисл. к разд., перев. с древнекит. и немец., коммент. И. И. Семененко. М.: Республика, 1999.
  8. Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М.: Вост. лит., 1979.
  9. Лосев А. Ф. Вступительный очерк // Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева; предисл. и общ. ред. В. П. Шестакова. М.: Музгиз, 1960.
  10. Малявин В. В. Духовная культура // Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М.: Вост. лит., 1979.
  11. Музыкальная эстетика стран Востока / общ. ред. и вступ. ст. В. Шестакова. М.: Музыка, 1967.
  12. Позднеева Л. Д. История китайской литературы. М.: Восточная литература, 2011.
  13. Хуайнаньцзы: философы из Хуайнани / пер. с кит., вступ. ст. и примечания Л. Е. Померанцевой. М.: Вост. лит., 2016.
  14. DeWoskin K. J. A Song for One or Two. Music and the Concept of Art in Early China. Ann Arbor: Center for Chinese Studies (The University of Michigan), 1982.
  15. Edwards E. D. 'Principles of Whistling' – 嘯 旨 Hsiao Chih – Anonymous // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1957. Vol. 20. No. 1/3.
  16. Holzman D. Poetry and Politics. The Life and Works of Juan Chi A. D. 210-263. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.
  17. Saussy H. The Problem of a Chinese Aesthetic. Stanford: Stanford University Press, 1993.
  18. Zheng Yiren. Sounding the Ineffable: Third-Century Chinese Whistling as an Alternative Voice // Duke University Press. 2021. Vol. 29. No. 2.
  19. 淮南鸿烈集解: 全二册 / 刘文典撰. 北京: 中华书局, 2016年 (Великий свет Хуайнани со сводными комментариями: в 2-х т. / сост. Лю Вэньдянь. Пекин: Чжунхуа, 2016. Т. 1-2).
  20. 文坚. 略论魏晋风度“啸”与文学的关系 // 衡阳医学院学报 (社会科学版). 2000年. 第1卷. 第4期 (Вэнь Цзянь. Краткий разговор о «свисте» как нраве периода Вэй Цзинь и его связь с литературой // Журнал Хэнъянского медицинского колледжа (Общественные науки). 2000. Т. 1. № 4).
  21. 中國美學史: 全五册 / 李泽厚, 刘纲纪 主编. 北京: 中国社会科学出版社, 1990 (История китайской эстетики: в 5-ти т. / гл. ред. Ли Цзэхоу, Лю Ганцзи. Пекин: Общественные науки Китая, 1990. Т. 1-2).
  22. 图解山海经 / 徐客编著. 海口: 南海出版公司, 2007 (Канон о горах и морях с картинками и пояснениями / сост. Сюй Кэ. Хайкоу: Компания Наньхай, 2007).
  23. 老子. 道德经注校释 / 王弼注. 北京: 中华书局, 2018年 (Лао-цзы. Дао дэ цзин с коммент. и сверкой / коммент. Ван Би. Пекин: Чжунхуа, 2018).
  24. 刘汉生. 魏晋士人之“啸”谈 // 天中学刊. 2004年. 第19卷. 第1期 (Лю Ханьшэн. Разговор о «свисте» литераторов периода Вэй Цзинь // Журнал Тяньчжуна. 2004. Т. 19. № 1).
  25. 廖文婧. 啸与盛唐诗 // 贺州学院学报. 2011年. 第27卷. 4期 (Ляо Вэньцзин. Свист и поэзия Тан периода расцвета // Журнал Хэчжоуского университета. 2011. Т. 27. № 4).
  26. 倪钟鸣. 论长啸与魏晋风度 // 深圳大学学报 (社会科学版). 1985. 第三期 (Ни Чжунмин. О продолжительном свисте и нравах периода Вэй Цзинь // Журнал Шэньчжэньского университета (Общественные науки). 1985. № 3).
  27. 潘江艳. “啸”不尽的魏晋士人风情—魏晋士人“啸”之管窥 // 甘肃高师学报. 2015 年. 第20卷. 第3期 (Пань Цзянъянь. Беспредельные чувства литераторов периода Вэй Цзинь в «свисте»: ограниченный обзор «свиста» литераторов периода Вэй Цзинь // Журнал Ганьсуского педагогического колледжа. 2015. Т. 20. № 3).
  28. 楚辞全译 / 黄寿祺, 梅桐生 译注. 贵阳: 贵州人民出版社, 1990 (Полный перевод «Чуских строф» / пер. и коммент. Хуан Шоуци, Мэй Туншэна. Гуйян: Гуйчжоуское народное изд-во, 1990).
  29. 孙广. 啸旨 // 丛书集成初编: 3468册 / 王云五主编. 上海: 商务印书馆, 1935-1937 (Сунь Гуан. Принципы свиста // Собрание книг из различных коллекций: 3468 т. / гл. ред. Ван Юньу. Шанхай: Коммерческое издательство, 1935-1937).
  30. 孙机. 魏晋时代的“啸” // 文史知识. 1983年. 第7期 (Сунь Цзи. Свист периода Вэй Цзинь // Знания по гуманитарным наукам. 1983. № 7).
  31. 徐超. 魏晋“啸”乐论之疗功能阐释 (社会版) // 常州工学院学报. 2022年. 第40卷. 第3期 (Сюй Чао. Интерпретация терапевтической функции в музыкальной теории «свиста» периода Вэй Цзинь // Чанчжоуский технологический институт. 2022. Т. 40. № 3).
  32. 许慎. 说文解字. 北京: 中华书局, 1978 (Сюй Шэнь. Объяснение простых и сложных знаков. Пекин: Чжунхуа, 1978).
  33. 樊荣. 啸、《啸赋》与魏晋名士风流 // 长春师范学院学报. 2004年. 第23卷. 第5期 (Фань Жун. Свист, «Ода о свисте» и фэнлю знаменитостей периода Вэй Цзинь // Журнал Чанчуньского педагогического колледжа. 2004. Т. 23. № 5).
  34. 范子烨. 啸史. 北京: 中国社会科学出版社, 2021 (Фань Цзые. История свиста. Пекин: Общественные науки, 2021).
  35. 范子烨. 论阮籍善啸 // 北方论丛. 1999年. 第2期 (Фань Цзые. О Жуань Цзи как искусном в свисте // Северный форум. 1999. № 2).
  36. 范子烨. 论“啸”—中国古典诗歌中的一种音乐意象 (上)—为新乡晋孙登啸台而作 // 新乡师范高等专科学校学报. 2006年. 第20卷. 第1期 (Фань Цзые. О «свисте»: об одном образе в китайской классической поэзии (часть 1): написано для «беседки свиста цзиньского Сунь Дэна» в Синьсяне // Журнал Синьсянского педагогического колледжа. 2006. Т. 20. № 1).
  37. 范子烨. 论“啸”—中国古典诗歌中的一种音乐意象 (下) —为新乡晋孙登啸台而作 // 新乡师范高等专科学校学报. 2007年. 第21卷. 第1期 (Фань Цзые. О «свисте»: об одном образе в китайской классической поэзии (часть 2): написано для «беседки свиста цзиньского Сунь Дэна» в Синьсяне // Журнал Синьсянского педагогического колледжа. 2007. Т. 21. № 1).
  38. 蔡仲德. 中国音乐美学史. 北京: 人民音乐出版社, 2018年 (Цай Чжундэ. История музыкальной эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018).
  39. 蔡钟翔, 黄保真, 成复旺. 中囯文学理论史: 全五册. 北京: 中国人民大学出版社, 2009 (Цай Чжунсян, Хуан Баочжэнь, Чэн Фуван. История литературной теории Китая: в 5-ти т. Пекин: Народный университет Китая, 2009. Т. 1).
  40. 贾嫚. “啸”乐考释—以唐太宗妃韦氏墓室啸伎壁画为中心 // 交响-西安音乐学院学报. 2023年. 第42 卷. 第1期 (Цзя Мань. Исследование музыки «свиста»: по главному пункту – фреске с изображением свистунов в гробнице наложницы Тайцзуна госпожи Вэй // Симфония: журнал Сианьской консерватории. 2023. Т. 42. № 1).
  41. 张应斌. 啸文学简史. 广州: 暨南大学出版社, 2012 (Чжан Инбинь. Краткая история литературы о свисте. Гуанчжоу: Цзинаньский университет, 2012).
  42. 张应斌. 啸的起源—兼论语言的起源 // 湛江师范学院学报. 2004年. 第25卷. 第2期 (Чжан Инбинь. О происхождении свиста и в то же время – языка // Журнал Чжаньцзянского педагогического колледжа. 2004. Т. 25. № 2).
  43. 张应斌. 明清的啸 // 湛江师范学院学报. 2005年. 第26卷. 第5期 (Чжан Инбинь. Свист в эпохи Мин и Цин // Чжаньцзянский педагогический колледж. 2005. Т. 26. № 5).
  44. 张应斌. 建安之啸与建安文坛 // 中南民族大学学报 (人文社会科学版). 2002年. 第22卷. 第4期 (Чжан Инбинь. Цзяньаньский свист и литературные круги периода «Цзяньань» // Журнал Чжуннаньского университета национальностей (Гуманитарные и общественные науки). 2002. Т. 22. № 4).
  45. 庄子集释: 全三册 / 郭庆藩撰, 王孝鱼点校. 北京: 中华书局, 2019. 1110页 (Чжуан-цзы со сводными объяснениями: в 3-х т. / сост. Го Цинфань; сверка Ван Сяоюя. Пекин: Чжунхуа, 2019. Т. 3).

Информация об авторах

Семененко Иван Иванович

к. филол. н., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 марта 2024.
  • Опубликована: 27 апреля 2024.

Ключевые слова

  • продолжительный свист (чан сяо)
  • естественность (цзыжань)
  • учение о сокровенном (сюань сюэ)
  • высвистывать песни (сяо гэ)
  • рецитировать стихи и свистеть (инь сяо)
  • литературный топос свиста
  • long whistling (chang xiao)
  • naturalness (ziran)
  • profound learning (xuan xue)
  • whistling songs (xiao ge)
  • recite poems and whistle (yin xiao)
  • literary topos of whistling

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)