• Научная статья
  • 14 мая 2024
  • Открытый доступ

Сериал как инструмент формирования социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе (на примере итальянского языка)

Аннотация

Цель исследования – определить дидактические возможности сериала как источника формирования социокультурной компетенции студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе. В статье обосновывается тезис о том, что сериал, являясь важным социокультурным феноменом современности, может использоваться для усвоения национально-культурного компонента страны изучаемого языка и мировых социокультурных тенденций. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые разработана методика работы с социокультурным компонентом в сериале в рамках занятий по иностранному языку со студентами неязыкового вуза. В результате доказано, что сериал как дидактический инструмент не только способствует усвоению национально-специфической информации о стране изучаемого языка, но и позволяет обучающимся проследить глобальные социокультурные трансформации, что особенно актуально в контексте поликультурного образования.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Беленький Ю. М. Становление жанра отечественных сериалов: дисс. … к. иск. М., 2012.
  3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.
  4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2.
  5. Иванова А. А. Феномен социальной рекламы в итальянской культуре (конец XX – начало XXI в.): дисс. … к. культ. М., 2023.
  6. Копытко В. Н. Роль лингвострановедческих знаний в формировании социокультурной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (66).
  7. Лазарева О. А. Социокультурная значимость коммуникативно-речевой компетенции // Педагогическое образование в России. 2011. № 3.
  8. Муштанова О. Ю. Электронный курс по итальянскому языку на основе сериала: опыт создания и апробации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 4.
  9. Новикова А. А. Сериал как инструмент социокультурного воздействия // Эвалльё В. Д., Новикова А. А., Сальникова Е. В. Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности: в 3-х ч. Екатеринбург: Ridero, 2019. Ч. 3.
  10. Павловская А. В. Италия и итальянцы. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.
  11. Пантелеева Н. Г. Профессиональная подготовка студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (4).
  12. Пеннер Р. В. Эстетический феномен телевизионного сериала и его место в современном культурном континууме // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 2.
  13. Попова Л. О., Ромах О. В. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре // Аналитика культурологии. 2009. № 2 (14).
  14. Попова С. В., Смольянинов М. В. Использование лингвострановедческих материалов для повышения уровня мотивации изучения иностранного языка // Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 3 (45).
  15. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. 2009. № 2 (6).
  16. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Изд-е 2-е, дораб. М.: МГУ, 2004.
  17. Motta D. La norma e il neostandard nelle serie televisive italiane e in quelle doppiate. Un unico modello linguistico o un doppiato “conciso”? // Le tendenze dell’italiano contemporaneo rivisitate. Atti del LII Congresso Internazionale di Studi della Società di Linguistica Italiana (Berna, 6-8 settembre 2018) / eds.: B. Moretti, A. Kunz, S. Natale, E. Krakenberger. Milano, 2019. https://doi.org/10.17469/O2102SLI000014
  18. Spaliviero C. Leggere e vedere l’italiano e l’Italia. Insegnare lingua, cultura e letteratura italiane L2/LS attraverso il cinema // Bollettino Itals. 2021. An. 19. Num. 89.

Информация об авторах

Муштанова Оксана Юрьевна

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Илларионова Александра Львовна

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 апреля 2024.
  • Опубликована: 14 мая 2024.

Ключевые слова

  • социокультурная компетенция
  • сериал
  • преподавание иностранного языка
  • итальянский язык
  • поликультурное образование
  • sociocultural competence
  • TV series
  • foreign language teaching
  • Italian language
  • multicultural education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)