• Научная статья
  • 14 мая 2024
  • Открытый доступ

Аксиологические особенности концептов ШIУ (ДОБРО) и БЗЭДЖАГЪ (ЗЛО) в адыгской лингвокультуре

Аннотация

Цель исследования заключается в определении аксиологических особенностей объективации концептов ШIУ (ДОБРО) и БЗЭДЖАГЪ (ЗЛО) в адыгской лингвокультуре. В статье рассмотрены особенности языковой репрезентации морально-этических категорий добра и зла в адыгской языковой картине мира через призму ценностной концептосферы. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые раскрыта лингвокультурная специфика актуализации ценностных характеристик концептов ШIУ (ДОБРО) и БЗЭДЖАГЪ (ЗЛО) в адыгской языковой картине мира. Проводится анализ особенностей лексической и фразео-паремиологической объективации концептов ШIУ (ДОБРО) и БЗЭДЖАГЪ (ЗЛО) в адыгской лингвокультуре. В результате исследования установлено, что концепты ШIУ (ДОБРО) и БЗЭДЖАГЪ (ЗЛО), являясь этической оппозицией, объективируются имплицитно и эксплицитно различными языковыми единицами, отражают нравственные ценности адыгов и определяют ценностные доминанты национального языкового сознания. Оппозиция ШIУ/БЗЭДЖАГЪ связана как с материальными, так и с духовными ценностями адыгского лингвокультурного сообщества.

Источники

  1. Алефиренко Н. Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003.
  2. Апшаева З. Х. Этические оппозиции «ДОБРО/ЗЛО» – «ФIЫ/IЕЙ» в русской и кабардино-черкесской языковой картине мира // Язык: история и современность. 2018. № 4.
  3. Башиева С. К., Геляева А. И., Шогенова М. Ч. Универсальные и этнические культурные концепты в архетипическом сознании современной языковой личности // Научная мысль Кавказа. 2022. № 4 (112).
  4. Беседина Н. А. Принципы и механизмы морфологической репрезентации в языке // Филологические науки. 2008. № 6.
  5. Бижева З. Х., Кремшокалова М. Ч., Хелми С. Н. Лингвокультурная концептуализация в контексте межкультурной коммуникации юга России // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76).
  6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: ГНОЗИС, 2004.
  7. Пименова М. В. Коды культуры и принципы концептуализации мира // Новая Россия: новые явления в языке и науке о языке: материалы всерос. науч. конф. Екатеринбург: Уральский университет, 2005.
  8. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. М.: Флинта; Наука, 2009.
  9. Тагаев М. Д. Лингвокультурный код как способ аксиологического описания национально-культурного своеобразия языков // Научная мысль Кавказа. 2023. № 1 (113).
  10. Langacker R. A view of linguistic semantics // Topics in cognitive linguistics / ed. by B.Rudzka-Ostyn. Amsterdam: John Benjamins, 1988.

Информация об авторах

Богданова Елена Александровна

к. филол. н., доц.

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Джандар Бетти Махмудовна

д. пед. н., проф.

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Хачмафова Зайнета Руслановна

д. филол. н., проф.

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 апреля 2024.
  • Опубликована: 14 мая 2024.

Ключевые слова

  • адыгская лингвокультура
  • концепты ШIУ (ДОБРО) и БЗЭДЖАГЪ (ЗЛО)
  • ценностная картина мира
  • Adyghe linguoculture
  • concepts of ШIУ (GOOD) and БЗЭДЖАГЪ (EVIL)
  • value picture of the world

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)