• Научная статья
  • 16 мая 2024
  • Открытый доступ

Поздние комедии А. Ф. Писемского в диалоге с русской комедийной традицией XVIII века

Аннотация

Цель исследования – выявить формы преемственности поздних пьес А. Ф. Писемского «Хищники» и «Финансовый гений» по отношению к русской общественной комедии XVIII века. Научная новизна: впервые поздние комедии Писемского рассматриваются в аспекте их ориентации на диалог с национальной жанровой традицией, берущей начало в пьесах XVIII века. Установлено, что комедии Писемского вступают с традицией в диалог, о чем свидетельствует их сходство с комедиями Я. Б. Княжнина «Хвастун» и В. В. Капниста «Ябеда». Обнаружены схождения в сфере проблематики, сюжета, мотивов, персонажной системы, поэтики финала, приемов характерологии. В «Финансовом гении», как и в «Хвастуне», разоблачается ловкий обман, сходны мотивы самозванства и хвастовства. Связь «Хищников» с «Ябедой» на уровне проблематики проявляется в обличении общественного «бедствия», которое в обеих комедиях занимает место главного действующего лица; комическое отступает на задний план, в финалах транслируется мысль о неискоренимости социального зла, что привносит трагедийные обертоны. Ориентация Писемского на художественный опыт комедиографов XVIII века свидетельствует о непрерывности бытования русской комедийной традиции в литературе следующего столетия.

Источники

  1. Александрова И. В. Пути развития русской комедии первой трети XIX века. Симферополь: Доля, 2013.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  3. Берг Э. П. фон. Русская комедия до появления А. Н. Островского. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1912.
  4. Берков П. Н. В. В. Капнист как явление русской культуры XVIII века // XVIII век. М. – Л.: Наука, 1959. Сб. 4.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л.: Наука, 1977.
  6. Битнер Г. В. Капнист // История русской литературы: в 10-ти т. М. – Л.: Издательство АН СССР, 1947. Т. IV. Литература XVIII века / ред. коллегия тома: Г. А. Гуковский, В. А. Десницкий.
  7. Благой Д. Д. Василий Капнист // Капнист В. В. Сочинения. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.
  8. Венгеров С. А. Алексей Феофилактович Писемский. Критико-биографический очерк. СПб. – М.: Т-во М. О. Вольф, 1884.
  9. Веселова А. Ю., Гуськов Н. А. Комедии Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Комедии и комические оперы / сост., вступ. ст., коммент. А. Ю. Веселовой и Н. А. Гуськова. СПб.: Гиперион, 2003.
  10. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М.: Учпедгиз, 1939.
  11. Еремин М. П. Выдающийся реалист // Писемский А. Ф. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Правда, 1959. Т. 1.
  12. Журавлева А. И. Комментарии // Писемский А. Ф. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 2.
  13. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  14. Зелинский В. В. Алексей Феофилактович Писемский, его жизнь, литературная деятельность и значение его в истории русской письменности. Критико-биографический очерк. СПб. – М.: Издание товарищества М. О. Вольф, 1895.
  15. Иванов И. И. А. Ф. Писемский. Критико-биографический очерк. СПб.: Издание журнала «Мир Божий», 1898.
  16. История русского драматического театра: в 7-ми т. / ред. коллегия: Е. Г. Холодов (гл. ред.). М.: Искусство, 1977. Т. 1. От истоков до конца XVIII века.
  17. История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века / ред. Л. М. Лотман. Л.: Наука, 1982.
  18. Казарян Н. С. Ранние комедии А. Ф. Писемского в контексте комедийной традиции Н. В. Гоголя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2023. Т. 9 (75). № 3.
  19. Казарян Н. С. Черты дурака и балагура в образе персонажа комедии А. Ф. Писемского «Ипохондрик» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
  20. Лебедева О. Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII – первой трети XIX веков. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  21. Лотман Л. М. Драматургия 60-70-х годов // История русской литературы: в 4-х т. Л.: Наука, 1982. Т. 3. Расцвет реализма / ред. тома: Ф. Я. Прийма, Н. И. Пруцков.
  22. Лотман Л. М. Островский и драматургия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: в 9-ти т. / гл. ред. Ю. Б. Виппер. М.: Наука, 1991. Т. 7.
  23. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М.: Художественная литература, 1969.
  24. Манькова Л. В. А. Ф. Писемский – драматург: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1986.
  25. Могилянский А. П. Цензурная история пьесы Писемского «Хищники» // Русская литература. 1965. № 2.
  26. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Советский писатель, 1986.
  27. Русские драматурги XVIII-XIX вв.: монографические очерки: в 3-х т. Л. – М.: Искусство, 1959. Т. 1.
  28. Тимашова О. В. Комедия «Раздел» (1853) в драматургической системе раннего А. Ф. Писемского и в контексте журнала «Современник» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4 (32).
  29. Тимашова О. В. П. А. Катенин и А. Ф. Писемский. Преемственные связи и полемика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. Вып. 1.
  30. Янковский М. О. Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX в. // Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX в. / сост., вст. ст., прим. М. О. Янковского. М. – Л.: Советский писатель, 1964.

Информация об авторах

Александрова Ирина Викторовна

д. филол. н., доц.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь

Казарян Надежда Сергеевна

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 апреля 2024.
  • Опубликована: 16 мая 2024.

Ключевые слова

  • А. Ф. Писемский
  • Я. Б. Княжнин
  • В. В. Капнист
  • национальная жанровая традиция
  • общественная комедия
  • A. F. Pisemsky
  • Y. B. Knyazhnin
  • V. V. Kapnist
  • national genre tradition
  • social comedy

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)