• Научная статья
  • 24 мая 2024
  • Открытый доступ

Дихотомия СВОЙ – ЧУЖОЙ: ценностные детерминанты семантики (на материале русского и английского языков)

Аннотация

Цель исследования заключается в определении аксиологических оснований интерпретации индивидуумом дихотомической группы СВОЙ – ЧУЖОЙ в процессе речевого общения. Научная новизна исследования обусловлена комплексным психо- и прагмалингвистическим подходом к исследованию категории ценности, транслируемой посредством «своего» и «чужого», который позволил рассмотреть дихотомию как относительно устойчивую эмоционально-оценочную систему значений, сформированную посредством наложения нескольких ментальных пространств индивидуума. Дихотомическая группа СВОЙ – ЧУЖОЙ представлена в качестве регулятива ценностного, духовного и практического освоения мира. Авторы связывают процессы понимания и интерпретации СВОЕГО и ЧУЖОГО с целями деятельности (как речевой, так и неречевой) прототипического представителя некой социокультурной общности во взаимосвязи с особенностями макрокоммуникативной ситуации. В результате доказано, что дихотомическая группа СВОЙ – ЧУЖОЙ выступает вербализованным архетипическим результатом процесса понимания и категоризации ценностно окрашенных смыслов, транслируемых в конкретных условиях общения и позволяющих структурировать межличностное общение.

Источники

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  2. Баева Л. В. Ценностные основания бытия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 5.
  3. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр – Высшая школа психологии, 2006.
  4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Издательство иностранной литературы, 1958.
  5. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / пер. с англ. и нем. В. И. Карасика, Н. Н. Трошиной. Волгоград: Перемена, 1997.
  6. Горина Е. В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности: учеб.-метод. пособие / науч. ред. Э. В. Чепкина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.
  7. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет; КДУ, 2009.
  8. Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М.: Институт психологии РАН, 2016.
  9. Калинин О. И., Князева Е. Г. Информационная война с позиций когнитивно-дискурсивного подхода // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-2 (54).
  10. Калинин О. И., Приходько М. В. Информационная война: коммуникативный, дискурсивный, когнитивный и культурно-идеологический аспекты // Военно-филологический журнал. 2023. № 1.
  11. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1996. № 4.
  12. Леонтьев Д. А. Ценность // Большая российская энциклопедия: в 35-ти т. М., 2017. Т. 34.
  13. Лосский Н. О. Основные свойства ценности // Лосский Н. О. Бог и мировое зло / сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. М.: Республика, 1994.
  14. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  15. Муравлева В. Р. Прагмалингвистические особенности коммуникативной ситуации «информационная война» (на материале печатных текстов СМИ): дисс. … к. филол. н. М., 2021.
  16. Норман Б. Ю. Лексические фантомы с точки зрения лингвистики и культурологии // Язык и культура: докл. третьей междунар. конф. К., 1994.
  17. Петренко В. Ф. Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 4.
  18. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Влияние системы референции на конструирование образа мира в психологии и физике // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4.
  19. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. М.: Институт психологии РАН, 2009.
  20. Сидорова Н. А., Василькова Л. И. Аксиологический фактор в реализации политики «двойных стандартов» (на материале анализа украиноязычного политического дискурса) // Военно-гуманитарный альманах: материалы XVII международной научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации (г. Москва, 30 июня 2023 г.) / Военный университет. М.: Военный университет, 2023.
  21. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  22. Тарасов Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. 2012. № 15.
  23. Тарасов Е. Ф. Языки сознания // Вопросы психолингвистики. 2015. № 24.
  24. Тихомиров О. К. Теоретические проблемы исследования бессознательного // Вопросы психологии. 1981. № 2.
  25. Хабаров А. А. Этнокогнитивные основы информационно-психологического воздействия в коммуникативной динамике дискурса: дисс. … д. филол. н. М., 2023.
  26. Шефер Б., Скарабис М., Шлёдер Б. Социально-психологическая модель восприятия чужого: идентичность, знание, амбивалентность // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 1.
  27. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  28. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
  29. Neisser U. Five Kinds of Self-knowledge // Philosophical Psychology. 1988. Vol. 1. Iss. 1.

Информация об авторах

Муравлева Валерия Романовна

к. филол. н.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Романов Александр Сергеевич

д. филол. н., доц.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

Клименко Михаил Борисович

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 апреля 2024.
  • Опубликована: 24 мая 2024.

Ключевые слова

  • ценностная детерминация семантики
  • дихотомия СВОЙ – ЧУЖОЙ
  • психосемантика
  • субъективная семантика
  • речедеятельностный подход
  • value determination of semantics
  • ONE’S OWN – ALIEN dichotomy
  • psychosemantics
  • subjective semantics
  • speech activity approach

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)