• Научная статья
  • 28 мая 2024
  • Открытый доступ

Комплекс команд по выполнению упражнений и заданий в рамках обучения грамматике английского языка студентов технических вузов посредством чат-бота ChatGPT

Аннотация

Цель исследования – разработать комплекс команд по выполнению упражнений и заданий в рамках обучения грамматике английского языка студентов технических вузов посредством чат-бота ChatGPT для стимулирования самостоятельной учебной деятельности студентов и повышения результатов обучения путем создания мотивирующей образовательной среды. В статье с опорой на то, что при обучении грамматике английского языка необходимо учитывать определенные факторы: последовательность упражнений и заданий, ориентируемых на поэтапное овладение грамматической компетенцией, а также сбалансированное развитие как рецептивных, так и продуктивных навыков и функциональные возможности чат-бота ChatGPT, – был разработан комплекс команд по выполнению упражнений и заданий посредством чат-бота, который включает методическую поддержку, подстановочные, трансформационные, условно-коммуникативные и подлинно коммуникативные упражнения и задания, предназначенные для индивидуально-обособленной деятельности студентов технических специальностей и направленные на всестороннее развитие грамматических навыков, в чем и заключается научная новизна исследования. В результате предложенный комплекс представляет собой гибкую систему, нацеленную на постепенное развитие грамматических навыков, позволяет изучать грамматику английского языка без временных ограничений, обеспечивает максимальную вариативность упражнений и заданий и способствует погружению студентов в языковую среду. Тем не менее, несмотря на функциональные преимущества, чат-бот ChatGPT обладает определенными ограничениями – исключительно текстовый формат взаимодействия с чат-ботом и допущение неточностей при генерации ответов, что указывает на то, что технология на данном этапе развития может выступать только в качестве вспомогательного инструмента в обучении грамматике английского языка.

Источники

  1. Березовин Н. А., Чепиков В. Т., Чеховских М. И. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. Изд-е 3-е, стер. Мн. – М.: Новое издание; ИНФРА-М, 2011.
  2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и лингводидактика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. Изд-е 6-е, стер. М.: Академия, 2009.
  3. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М.: Высш. школа, 1982.
  4. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.
  5. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. Златоуст – СПб., 2015.
  6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002.
  7. Солонцова Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений. Алматы: Эверо, 2015.
  8. Сорокин Д. О. Отношение учеников школ и студентов вузов к применению чат-ботов с искусственным интеллектом в образовании // Державинский форум. 2023. Т. 7. № 1.
  9. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023a. № 1.
  10. Сысоев П. В., Филатов Е. М. СhatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.2023b. Т. 28. № 2. 11.
  11. Сысоев П. В., Филатов Е. М., Сорокин Д. О. Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся // Язык и культура. 2023.№ 63.
  12. Dokukina I., Gumanova Y. The Rise of Chatbots – New Personal Assistants in Learning Foreign Languages // Procedia Informatica. 2020. Vol. 169.
  13. Fryer L. Bots as Language Learning Tools // Language, Learning and Technology. 2006. Vol. 10.
  14. Kukulska-Hulme A., Lee H.Intelligent Assistants in Language Learning: Analysis of Features and Limitations // Call for Widening Participation: Short Papers from EUROCALL 2020 / ed. by K.-M. Frederiksen, S. Larsen, L. Bradley, S. Thouësny. 2020. https://doi.org/10.14705/rpnet.2020.48.1184

Информация об авторах

Черкасова Елена Алексеевна

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 апреля 2024.
  • Опубликована: 28 мая 2024.

Ключевые слова

  • чат-боты
  • чат-бот ChatGPT
  • обучение грамматике английского языка
  • искусственный интеллект
  • комплекс упражнений и заданий по обучению грамматике английского языка
  • chatbots
  • ChatGPT chatbot
  • teaching English grammar
  • artificial intelligence
  • a set of exercises and tasks for teaching English grammar

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)