• Научная статья
  • 28 мая 2024
  • Открытый доступ

Герои будней, грешники и шерифы. Образные номинации лица как средство реализации манипулятивной номинативной стратегии в дискурсе СМИ (на материале немецкого языка 2020-2023 гг.)

Аннотация

Цель данного исследования – выявить в немецком языке СМИ Германии, Австрии и немецкоязычной Швейцарии 2020-2023 гг. образные номинации как средства реализации манипулятивной номинативной стратегии. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые рассматриваются вопросы коннотированного образного обозначения актуальных реалий в немецкоязычных странах, которые служат средством реализации манипулятивной номинативной стратегии в дискурсе СМИ. Полученные результаты показали, что коннотированные образные наименования, регулярно воспроизводимые в актах коммуникации, играют особую роль в современном процессе номинации немецкого языка. Образные наименования являются вторичными косвенными номинациями, называющими новым именем уже названный ранее объект, и новыми номинациями, созданными в результате словообразования. Основным именуемым объектом образного представления информации о мире выступает человек. Отмечается, что образное кодирование значения слов в современном немецком языке характеризуется лингвокультурными особенностями, которые связаны в первую очередь с порядком и правилами поведения, действующими во время эпидемиологического и экологического кризиса в немецкоязычных странах.

Источники

  1. Гак В. Г. К типологии лингвистической номинации // Языковая номинация: общие вопросы / отв. ред. Б. А. Серебренников, А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977.
  2. Гришаева Л. И. Парадоксы медиалингвистики. Воронеж: НАУКА-ЮРИПРЕСС, 2014.
  3. Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Коннотированный образ как способ конструирования информационного противостояния в художественно-публицистическом жанре // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». 2023. Т. 16. № 6.
  4. Землякова Н. В. Устойчивые образные номинации человека: структурно-семантический и лексикографический аспекты: автореф. дисс. … к. филол. н. Краснодар, 2005.
  5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  6. Лагута О. И. Метафорология: теоретические аспекты: в 2-х ч. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. Ч. 1.
  7. Нефедова Л. А. Лексические средства манипулятивного воздействия в повседневном общении (на материале современного немецкого языка): дисс. … к. филол. н. М., 1997.
  8. Нефедова Л. А. Явление, обратное калькированию англицизмов, в лексике современного немецкого языка // Наука и школа. 2013. № 2.
  9. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Азбуковник, 2004.
  10. Рут М. Э. Образная номинация. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992.
  11. Сергеева Л. А. Образная номинация и смысл // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире / отв. ред. В. Л. Ибрагимова, Л. А. Киселева. Уфа: Башкирский государственный университет, 2019.
  12. Столяров С. Ю. Основные сущностные черты образа героя в российском общественном сознании в контексте его трансформации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 1. № 3.
  13. Телия В. Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация: виды наименований / отв. ред. Б. А. Серебренников, А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977.
  14. Трофимова Н. А. Метафоры пандемического дискурса (на материале СМИ Германии) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483.
  15. Утриков В. В. Лингвокультурный концепт Ordnung в немецкоязычных текстах общественно-политической тематики // Русская германистика: ежегодник Российского союза германистов. М.: Флинта, 2020. Т. XVII.
  16. Klosa-Kückelhaus A. Bilder und Metaphern im Wortschatz rund um die Coronapandemie // Sprache in der Coronakrise. Dynamischer Wandel in Lexikon und Kommunikation / hrsg. A. Klosa-Kückelhaus. Mannheim: IDS-Verlag, 2021. https://doi.org/10.14618/ids-pub-10817
  17. Pugatschjow V. Faktoren und Merkmale der Manipulation // Das groβe Lexikon Medien und Kommunikation / hrsg. von L. R. Tsvasmann. Würzburg: Ergon-Verlag, 2006.
  18. Targonska J., Prutscher D. Der Mensch in der Coronapandemie – semantische Analyse von coronabedingten Personenbezeichnungen // Moderna Sprak. 2022. Bd. 2 (2). http://dx.doi.org/10.58221/mosp.v116i2.12145

Информация об авторах

Нефедова Любовь Аркадьевна

д. филол. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 апреля 2024.
  • Опубликована: 28 мая 2024.

Ключевые слова

  • образная номинация
  • образное кодирование значения
  • манипулятивная номинативная стратегия
  • немецкий язык средств массовой информации
  • figurative nomination
  • figurative coding of meaning
  • manipulative nominative strategy
  • German language of the media

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)