• Научная статья
  • 22 июля 2024
  • Открытый доступ

Жуткое как знак пустотного в дилогии З. Н. Гиппиус «Чертова кукла» и «Роман-царевич»

Аннотация

Цель исследования – описание модуса художественности «жуткое» в романной дилогии З. Н. Гиппиус «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В статье дается характеристика демонического в творчестве З. Н. Гиппиус. Выявляется, что категории «пошлое» и «демоническое» в творчестве З. Н. Гиппиус порой синонимичны, их содержание характеризуется пустотой жизни, протекающей как дление, а не длительность. Категория «жуткого», описанная З. Фрейдом, в статье представлена как модус художественности, в котором находит выражение демоническое/пустотное (небытийственное) у З. Н. Гиппиус. Научная новизна исследования заключается в выявленных и описанных особенностях модуса художественности «жуткое» и применении его к анализу художественного текста. В настоящее время категория «жуткое» привлекается для исследований кино и готической литературы. В своей работе мы показываем, что «жуткое» может встречаться за пределами жанра ужасов и при этом играть значительную роль в произведении. В результате исследования было показано, что свойственный эпохе модерна мотив энтропии в творчестве З. Н. Гиппиус выражается в модусах пошлого и демонического. В статье была предложена литературоведческая интерпретация эстетической категории «жуткое» и дан анализ романной дилогии З. Н. Гиппиус через призму обозначенного модуса художественности. Был поставлен вопрос о разделении жуткого, ужасного и страшного как модусов художественности со своими особенностями представления человека и мира.

Источники

  1. Агранович С. З., Стефанский Е. Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике): монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003.
  2. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви. Самопознание / вступ. ст. С. В. Чумакова; примеч. А. А. Храмкова. М.: ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2014.
  3. Васильев И. Е. «Страшное» в поэзии раннего русского символизма // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 3 (54).
  4. Венцлова Т. К демонологии русского символизма // Венцлова Т. Собеседники на пиру: литературоведческие работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
  5. Глухова Е. Готический модус «усадебного текста» русского модернизма // Русская словесность. 2020. № 6.
  6. Лишаев С. А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Алетейя, 2012.
  7. Пропп В. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
  8. Титаренко С. Д. Архетипы страха и проблема трансформации готического хоррора в символистском романе // Культура и текст. 2022. № 4 (51).
  9. Трушкина А. П. «Готическая» традиция в отечественной прозе конца ХХ – начала XXI столетия: дисс. … к. филол. н. Саранск, 2024.
  10. Федотова А. А. Эстетическая категория «ужасное» в русской литературе XIX-XX веков // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 1 (26).
  11. Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Художник и фантазирование / пер. с нем. Р. Ф. Додельцев. М.: Республика, 1995.
  12. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.
  13. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993.

Информация об авторах

Иванова Ирина Николаевна

д. филол. н., доц.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Кузнецов Артём Владимирович

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 июня 2024.
  • Опубликована: 22 июля 2024.

Ключевые слова

  • дилогия З. Н. Гиппиус
  • модус художественности «жуткое»
  • мотив энтропии в творчестве З. Н. Гиппиус
  • модусы пошлого и демонического
  • dilogy of Z. N. Gippius
  • modus of artistry "creepy"
  • motif of entropy in the work of Z. N. Gippius
  • modi of vulgar and demonic

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)