• Научная статья
  • 24 июля 2024
  • Открытый доступ

Репрезентации мифотворчества в виде языковой когниции автора в стихотворении Д. Константайна «Орфей»

Аннотация

Цель исследования – выявление лексико-стилистических и грамматических способов языковой репрезентации мифотворчества в стихотворении «Орфей» британского поэта Д. Константайна. Научная новизна исследования заключается в том, что определены следующие языковые средства выражения мифотворчества как способа художественной когниции: метафоры; дополненная аллюзия, базирующаяся на культурно-исторических прецедентах, которые получают новые характеристики; стилистическая эклектика и обезличенный миф, в котором общеизвестные образы не называются прямо, но репрезентируются при помощи узнаваемых характеристик персонажей. Установлено, что посредством особого поэтического языка автор создаёт альтернативный мир на основе общеизвестного мифологического сюжета. В результате мифотворчество определяется как особая когнитивная практика, имеющая уникальное языковое выражение, которое состоит в использовании авторских языковых средств, а также новаторском смешении стилей, которое позволяет вписать классический миф в современный контекст и наделяет его новым художественным смыслом.

Источники

  1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2008.
  2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПОСТУМ, 2015.
  3. Болдырев Н. Н. Оценочная концептуализация как фактор развития языковой картины мира // Александровский сборник: сборник научных статей к юбилею доктора филологических наук, профессора Ольги Викторовны Александровой / ред. А. А. Липгарт, Е. О. Менджерицкая, Е. В. Михайловская, И. Н. Фомина. М.: Наука, 2022.
  4. Глухенькая Л. Н. Поливалентная поэтика постмодернизма в поэзии К. Э. Даффи // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: материалы VI международного научного конгресса (г. Симферополь, 7-24 апреля 2021 г.) / ред. Е. В. Полховская. Симферополь: Ариал, 2021.
  5. Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. Вып. 3.
  6. Кравченко А. К. Миф и языковая картина мира // Проблемы билингвизма в поликультурном пространстве: материалы I международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2006.
  7. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Азбука, 2017.
  8. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический проспект, 2008.
  9. Линниченко С. И. Интертекстуальные способы художественной когниции (на материале лирического цикла «Сивиллы» Р. Фэйнлайт) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 3.
  10. Линниченко С. И. Способы художественной когниции поэтов американского постмодерна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 22.
  11. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
  12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
  13. Нанси Ж. Л. Прерванный миф // Нанси Ж. Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2009.
  14. Нерознак В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета. М., 1998. Вып. 426. Язык. Поэтика. Перевод.
  15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад; АСТ, 2007.
  16. Попова Н. С. Когнитивные метафоры времени как результат взаимодействия мыслительных и языковых структур // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42).
  17. Седова Е. С. Рассказы Дэвида Константайна «Чай в “Мидлэнде”» и Джеймса Ласдана «Становится больно»: опыт компаративного анализа // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16. Вып. 4. https://doi.org/10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.3
  18. Семейн Л. Ю. Орнитологическая символика в англо-шотландской балладе: когнитивный аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2006. https://emirsaba.org/elektronnij-nauchnij-jurnal-vestnik-omskogo-gosudarstvennogo-p.html
  19. Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
  20. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.
  21. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП; СТ «ППП», 1996.
  22. Bouloumie A. Michel Tournier: Le roman mythologique suivi de Questions a Michel Tournier. P.: Libr. Corti, 1988.
  23. Margolis E., Laurence E. Concepts and Cognitive Science // Margolis E., Laurence E. Concepts: Core Readings. Cambridge: MIT Press, 1999.
  24. Smith B. Beyond Concepts: Ontology as Reality Representation // Proceedings of FOIS 2004.International Conference on Formal Ontology and Information Systems (Turin, 4-6 November 2004) / ed. by A. Varzi and L. Vieu. Turin, 2004.
  25. Talmy L. Towards a Cognitive Semantics. Typology and Process in Concept Structuring. Cambridge: MIT Press, 2000.
  26. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Berlin: Akademie Verlag, 2008.

Информация об авторах

Линниченко Светлана Игоревна

к. филол. н., доц.

Самарский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июня 2024.
  • Опубликована: 24 июля 2024.

Ключевые слова

  • художественная когниция в постмодерне
  • языковая репрезентация мифотворчества
  • стилистическая эклектика
  • когнитивная практика
  • дополненная аллюзия
  • обезличенный миф
  • artistic cognition in postmodernism
  • linguistic representation of myth-creating
  • stylistic eclecticism
  • cognitive practice
  • augmented allusion
  • impersonal myth

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)