Репрезентации мифотворчества в виде языковой когниции автора в стихотворении Д. Константайна «Орфей»
Аннотация
Цель исследования – выявление лексико-стилистических и грамматических способов языковой репрезентации мифотворчества в стихотворении «Орфей» британского поэта Д. Константайна. Научная новизна исследования заключается в том, что определены следующие языковые средства выражения мифотворчества как способа художественной когниции: метафоры; дополненная аллюзия, базирующаяся на культурно-исторических прецедентах, которые получают новые характеристики; стилистическая эклектика и обезличенный миф, в котором общеизвестные образы не называются прямо, но репрезентируются при помощи узнаваемых характеристик персонажей. Установлено, что посредством особого поэтического языка автор создаёт альтернативный мир на основе общеизвестного мифологического сюжета. В результате мифотворчество определяется как особая когнитивная практика, имеющая уникальное языковое выражение, которое состоит в использовании авторских языковых средств, а также новаторском смешении стилей, которое позволяет вписать классический миф в современный контекст и наделяет его новым художественным смыслом.
Источники
- Барт Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2008.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: ПОСТУМ, 2015.
- Болдырев Н. Н. Оценочная концептуализация как фактор развития языковой картины мира // Александровский сборник: сборник научных статей к юбилею доктора филологических наук, профессора Ольги Викторовны Александровой / ред. А. А. Липгарт, Е. О. Менджерицкая, Е. В. Михайловская, И. Н. Фомина. М.: Наука, 2022.
- Глухенькая Л. Н. Поливалентная поэтика постмодернизма в поэзии К. Э. Даффи // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: материалы VI международного научного конгресса (г. Симферополь, 7-24 апреля 2021 г.) / ред. Е. В. Полховская. Симферополь: Ариал, 2021.
- Демьянков В. З. Когниция и понимание текста // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. Вып. 3.
- Кравченко А. К. Миф и языковая картина мира // Проблемы билингвизма в поликультурном пространстве: материалы I международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2006.
- Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Азбука, 2017.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Академический проспект, 2008.
- Линниченко С. И. Интертекстуальные способы художественной когниции (на материале лирического цикла «Сивиллы» Р. Фэйнлайт) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 3.
- Линниченко С. И. Способы художественной когниции поэтов американского постмодерна // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 22.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Эстетика и теория искусства XX века: хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2007.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
- Нанси Ж. Л. Прерванный миф // Нанси Ж. Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2009.
- Нерознак В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета. М., 1998. Вып. 426. Язык. Поэтика. Перевод.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад; АСТ, 2007.
- Попова Н. С. Когнитивные метафоры времени как результат взаимодействия мыслительных и языковых структур // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42).
- Седова Е. С. Рассказы Дэвида Константайна «Чай в “Мидлэнде”» и Джеймса Ласдана «Становится больно»: опыт компаративного анализа // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16. Вып. 4. https://doi.org/10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.3
- Семейн Л. Ю. Орнитологическая символика в англо-шотландской балладе: когнитивный аспект // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2006. https://emirsaba.org/elektronnij-nauchnij-jurnal-vestnik-omskogo-gosudarstvennogo-p.html
- Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
- Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2007.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП; СТ «ППП», 1996.
- Bouloumie A. Michel Tournier: Le roman mythologique suivi de Questions a Michel Tournier. P.: Libr. Corti, 1988.
- Margolis E., Laurence E. Concepts and Cognitive Science // Margolis E., Laurence E. Concepts: Core Readings. Cambridge: MIT Press, 1999.
- Smith B. Beyond Concepts: Ontology as Reality Representation // Proceedings of FOIS 2004.International Conference on Formal Ontology and Information Systems (Turin, 4-6 November 2004) / ed. by A. Varzi and L. Vieu. Turin, 2004.
- Talmy L. Towards a Cognitive Semantics. Typology and Process in Concept Structuring. Cambridge: MIT Press, 2000.
- Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Berlin: Akademie Verlag, 2008.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 июня 2024.
- Опубликована: 24 июля 2024.
Ключевые слова
- художественная когниция в постмодерне
- языковая репрезентация мифотворчества
- стилистическая эклектика
- когнитивная практика
- дополненная аллюзия
- обезличенный миф
- artistic cognition in postmodernism
- linguistic representation of myth-creating
- stylistic eclecticism
- cognitive practice
- augmented allusion
- impersonal myth
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»