• Научная статья
  • 1 августа 2024
  • Открытый доступ

Фреймовая структура художественного вымысла: лингвопрагматический аспект (на материале романа В. В. Орлова «Аптекарь»)

Аннотация

Цель исследования состоит в выяснении роли фреймов в формировании и функционировании художественного вымысла в текстово-дискурсивном пространстве. На материале авторских отступлений в романе В. В. Орлова «Аптекарь» в лингвопрагматическом аспекте изучены фреймы «Воспоминание» и «Впечатление». Научная новизна исследования состоит в том, что впервые фреймы изучаются как такие когнитивные структуры, которые организуют процесс продуцирования художественного вымысла как фундамента эстетической коммуникации, определяя тем самым онтологические характеристики художественного дискурса. В результате установлено, что художественный вымысел возникает на основании взаимодействия восприятия художественного мира читателем и точки зрения рассказчика, и вне фоновых знаний, которыми обладает читатель, художественный мир не может быть охарактеризован в лингвопрагматическом аспекте как дискурсивный феномен. Адресант художественного дискурса постоянно сопоставляет созданное авторской фантазией и пресуппозитивный опыт адресата художественного дискурса, что позволяет осуществлять деконструкцию фреймов, фиксированных обыденным сознанием, и одновременно создавать фреймовые структуры, участвующие в формировании художественного вымысла, в том числе в процессе метафоризации. Фреймы объективируют связь мышления и языка, вербализуя стереотипные ситуации, при этом в художественном дискурсе стандартные схемы, фиксируемые фреймами, подвергаются деконструкции, что обусловливает создание новых фреймовых структур, участвующих в продуцировании художественного вымысла.

Источники

  1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. Изд-е 2-е. М.: Флинта; Наука, 2004.
  2. Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.
  3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд-е 3-е, стер. М.: УРСС; Тип. ООО РОХОС, 2005.
  4. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2006.
  5. Женетт Ж. Вымысел и слог: fictio et diction // Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2.
  6. Ильинова Е. Ю. Художественный вымысел и его когнитивно-жанровая репрезентация // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2013. № 1 (17).
  7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
  8. Красных В. В. Текст как единица дискурса // Международная юбилейная сессия, посвященная 100-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова: тез. докл. М., 1995.
  9. Кубрякова Е. С. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в сфере словообразования // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 2002. T. 61. № 1.
  10. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры.
  11. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1981. Вып. 567. Труды по знаковым системам. Т. 14. Текст в тексте: сб. ст. / ред. колл. Ю. Лотман и др.
  12. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. О. Н. Гринбаума; под ред. Ф. М. Кулакова. М.: Энергия, 1979.
  13. Молчанова Г. Г. Смыслопреобразующая роль метафоры в контексте радиального расширения концепта // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 2.
  14. Никонова Ж. В. Фреймовый анализ как метод лингвистического описания вербальных структур // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 6 (50).
  15. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения / пер. с англ. К. Голубович и др. М.: Логос, 2000.
  16. Степанов Ю. С. В мире семиотики. Семиотика: антология. М.: Академ. Проект; Деловая кн., 2001.
  17. Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2021.
  18. Bergman K. G., Franzén N. The Force of Fictional Discourse // Synthese. 2022. Vol. 200. https://doi.org/10.1007/s11229-022-03955-w
  19. Franzén N. Implicating Fictional Truth // Philosophical Studies. 2024. Vol. 181. https://doi.org/10.1007/s11098-023-02087-2
  20. Jucker A. H., Locher M. A.Introducing Pragmatics of Fiction: Approaches, Trends and Developments // Locher M. A., Jucker A. H. Pragmatics of Fiction. Berlin: De Gruyter, 2017. https://doi.org/10.1515/9783110431094-001
  21. Kajtár L. Fiction Cannot Be True // Philosophical Studies. 2017. Vol. 174.
  22. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  23. Musolff A. Metaphor and Conceptual Evolution // Metaphorik.de. 2004. Vol. 7.

Информация об авторах

Дзюбенко Анна Игоревна

к. филол. н., доц.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июня 2024.
  • Опубликована: 1 августа 2024.

Ключевые слова

  • деконструкция фреймов
  • художественный вымысел
  • семиозис
  • художественный дискурс
  • концептуальная метафора
  • пресуппозитивный опыт адресата
  • frame deconstruction
  • fictional narrative
  • semiosis
  • artistic discourse
  • conceptual metaphor
  • presuppositional experience of the recipient

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)