• Научная статья
  • 19 августа 2024
  • Открытый доступ

Post mortem: феномен образа живого покойника в поэзии модернизма (В. И. Нарбут, Б. Ю. Поплавский, Б. Брехт, Г. Г. Малиев)

Аннотация

Цель работы состоит в демонстрации идеи о трансформации традиционных художественных мотивов в эстетике модернизма на примере темы живых мертвецов в стихотворениях В. Нарбута, Б. Поплавского, Б. Брехта и Г. Малиева. Научная новизна исследования заключается как в широком охвате текстов модернизма: русская литература (В. Нарбут), литература русского зарубежья (Б. Поплавский), немецкая (Б. Брехт) и осетинская литература (Г. Малиев), так и в выбранном аспекте анализа архетипического сюжета о возвращающихся мертвецах в контексте творческих принципов искусства начала ХХ века. Впервые в истории осетинской научной мысли произведение Малиева становится предметом комплексного литературоведческого анализа через призму межлитературных связей и влияний. В представленных стихотворениях выявляются пути конвергенции и дивергенции с традиционным восприятием потусторонних объектов загробного мира (покойник, мертвец, скелет) в универсуме индивидуальной концептосферы поэтов-модернистов. В статье определены авторские трактовки темы страха, умирания-воскрешения и живых покойников, где танатологическая образность выходит далеко за пределы всего странного и пугающего. Сращение живого-мертвого у представленных авторов лишается ужасного, переходя в сферу гипертрофированного натурализма и обыденности (Нарбут), абстрактной условности и фантазийного эпатажа (Поплавский), неомифологического абсурда и политической сатиры (Брехт), индивидуализации неживого, активной конфронтации надземного и подземного мира (Малиев). В результате исследования представлено утверждение о том, что жизнь в веках того или иного литературного мотива зависит от его семантической многоплановости и возможности бесконечных интерпретаций с позиций как авторской фантазии, так и принципов культурных направлений и течений, актуальных на данный момент в мировом искусстве.

Источники

  1. Ардасенов Х. Н. Очерк развития осетинской литературы. Дооктябрьский период. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1959.
  2. Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. 1963. Работы 1960-1970-х гг. // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. Т. 6.
  3. Белинский В. Г. Общая идея народной поэзии // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Статьи и рецензии 1841-1844. М.: Академия наук СССР, 1954. Т. 5.
  4. Бобринская Е. А. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания. 1995. № 1-2.
  5. Васильев И. Е. Страшное в творчестве поэтов-адамистов С. Городецкого, В. Нарбута, М. Зенкевича // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2022. Т. 24. № 4.
  6. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М.: Воскресенье, 2006. Т. 7. Статьи о литературе и искусстве. Обзоры. Рецензии.
  7. Гущина К. Н. Образ тела в лирике В. Нарбута // Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (65).
  8. Джиккайты Ш. Малиты Геуæрги // Джиккайты Ш. Ирон литературæйы истори (1917-1956 азтæ). Дзæуджыхъæу: Ир, 2003.
  9. Иванова С. А. Время Поплавского // Поплавский Б. Ю. Сочинения / общ. ред. и комм. С. А. Ивановой. СПб.: Летний сад; Журнал «Нева», 1999.
  10. Козин А. А. «Легенда о мертвом солдате» Б. Брехта: к вопросу об эволюции жанра // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Филологические науки. 2017. № 3 (164).
  11. Кочеткова О. С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2010.
  12. Магометов А. Х. Культура и быт осетинского народа. Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе: Ир, 2011.
  13. Савинская О. А. Изобразительное начало в лирике Б. Ю. Поплавского // Вестник Костромского государственного университета. 2008. Т. 14. № 4.
  14. Шнеерсон Г. М. Эрнст Буш и его время. М.: Советский композитор, 1971.

Информация об авторах

Хетагурова Дзерасса Казбековна

к. филол. н.

Владикавказский научный центр Российской академии наук

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2024.
  • Опубликована: 19 августа 2024.

Ключевые слова

  • метафора
  • полисемичность поэтического образа
  • мотив умирания-воскрешения
  • поэтика модернизма
  • осетинская литература
  • metaphor
  • polysemy of poetic image
  • motif of dying-resurrection
  • poetics of modernism
  • Ossetian literature

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)