• Научная статья
  • 19 августа 2024
  • Открытый доступ

Тема “memento mori” в русской литературе XIX века (Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой)

Аннотация

Статья посвящена теме “memento mori” (памяти смертной) в произведениях Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого. Мировоззренческая позиция писателей отмечена сложными религиозными поисками и духовными исканиями, в которых категория смерти является особой смысловой доминантой. Размышления над быстротечностью жизни, стремление отказаться от суетного мира, обретение подлинного смысла существования связывают творчество Гоголя и Толстого с жанровой традицией Средневековья – “memento mori”. Цель исследования – определение смыслового поля феномена смерти в художественных системах данных авторов с учетом их мировоззренческих представлений. Научная новизна материала обусловлена выбранным вектором исследования – изучением реализации мотива смерти как ключевого понятия «истинного» и «ложного» в авторских размышлениях о смысле человеческого бытия. В результате проведенного анализа установлено, что в гоголевском творчестве тема смерти осмысляется в русле православной традиции и с позиции этики в художественном мире Л. Н. Толстого. Вне зависимости от религиозных представлений, лежащих в разных мировоззренческих плоскостях, писатели подчеркивали нравственное начало в смерти.

Источники

  1. Виноградов И. А. Гоголь – художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания: к 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000.
  2. Воропаев В. А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии. М.: Паломник, 2014.
  3. Галаган Г. Я. Толстой Л. Н.: художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981.
  4. Громова-Опульская Л. Д. Гоголь и Лев Толстой – художники и учители жизни. Избранные труды. М.: Наука, 2005.
  5. Демидова С. А. «Если жизнь ‒ благо, то благо и смерть»: парадоксальная танатология Л. Н. Толстого // Гуманитарные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. 2020. № 3.
  6. Дилакторская О. Г. Художественный мир петербургских повестей Н. В. Гоголя // Гоголь Н. В. Петербургские повести. СПб.: Наука, 1995.
  7. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.
  8. Кривонос В. Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999.
  9. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996.
  10. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках / сост. Е. И. Покусаева; вступит. ст. Е. И. Покусаева и А. А. Жук. М.: Художественная литература, 1972.
  11. Токарев Г. В. Представления Л. Н. Толстого о смерти как концептуальная платформа его самоидентификации в личных дневниках // Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (83).

Информация об авторах

Силина Людмила Алексеевна

к. филол. н., доц.

Российский новый университет, г. Елец

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июля 2024.
  • Опубликована: 19 августа 2024.

Ключевые слова

  • тема "memento mori"
  • нравственное начало феномена смерти
  • мотив смерти в художественной системе Л. Н. Толстого
  • традиции христианства в творчестве Н. В. Гоголя
  • the theme of “memento mori”
  • the moral principle of the phenomenon of death
  • the motif of death in the artistic system of L. N. Tolstoy
  • the traditions of Christianity in the works of N. V. Gogol

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)