• Научная статья
  • 23 августа 2024
  • Открытый доступ

Аффирмативный текст как инструмент симорона: системообразующие признаки и жанры

Аннотация

Цель исследования – охарактеризовать аффирмативный текст, представляющий собой основу симорона как одного из видов игрового аутотренинга. В статье анализируется деривационная активность и сочетаемость понятия «симорон» в современном русском языке. Научная новизна исследования состоит в установлении системообразующих признаков аффирмативного текста и построении его типологии. В результате исследования установлено, что понятие «симорон» проявляет широкую деривационную активность в современном русском языке, вследствие чего со временем оно приобрело определенную сочетаемость. Приверженцы симорона используют в своей практике самовнушения аффирмативный текст, представляющий собой волеизъявление относительно самого себя в виде многократного повторения ключевой фразы, направленной на позитивное решение проблемы и отражающей витальные и моральные ценности индивида. На основе анализа корпуса аффирмативных текстов, выявленных методом целенаправленной выборки в сети Интернет, определена следующая типология: по объему аффирмативные тексты делятся на сжатые и развернутые, в свою очередь, развернутые аффирмативные тексты строятся по определенным жанровым канонам, в связи с чем выделяются такие типы (жанры) аффирмативных текстов, как стихотворение, нарративный текст, письмо, автобиография, медитация и заговор; установлены системообразующие признаки аффирмативных текстов, к которым относятся: темпоральность, суггестивность, аксиологичность, эмотивность.

Источники

  1. Блохина Т. Р., Калюжная И. А. Заговорные тексты как протективные тексты магического дискурса (на материале английского и немецкого языков) // Власть истории и История власти. 2023. Т. 9. Ч. 5. № 47.
  2. Васильева Д. Э., Байков А. А., Бахор Т. А. Мифологическая основа суеверий современной молодежи // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2022. № 13 (22).
  3. Ермолаева Е. В. Медитация как речевой жанр // Universum: филология и искусствоведение. 2015. № 6 (19).
  4. Ковтуненко И. В., Бондаренко Ю. В. Формы PR-биографии в контексте жанровой системы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 3. https://doi.org/10.30853/phil20240145
  5. Лобазова О. Ф. Роль суеверий как сегмента массового сознания современного российского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (64).
  6. Шабан А. К., Хомутова Т. Н. Письмо-просьба как жанр русскоязычного делового дискурса // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1 (52).
  7. Шалагина Г. Э. Внеинституциональная гуманистика, философская практика, информальное образование: контуры образовательной креативной индустрии // Социум и власть. 2021. № 1 (87). https://doi.org/10.22394/1996-0522-2021-1-116-126
  8. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие. Онтология и методология исследования: монография. М.: Флинта; Наука, 2014.
  9. Шкарин Д. Л., Шелестюк Е. В. Аффирмация, молитва, ритм как дискурсивные практики: прагмалингвистический анализ // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 1А.
  10. Jakobson R. Shifters, Verbal Categories, and the Russian Verb. Cambridge: Harvard University, 1957.

Информация об авторах

Дмитриева Ольга Александровна

д. филол. н., проф.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Гулинов Дмитрий Юрьевич

д. филол. н., доц.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июля 2024.
  • Опубликована: 23 августа 2024.

Ключевые слова

  • симорон
  • аффирмация
  • аффирмативный текст
  • типология аффирмативных текстов
  • витальные и моральные ценности
  • simoron
  • affirmation
  • affirmative text
  • typology of affirmative texts
  • vital and moral values

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)