• Научная статья
  • 26 августа 2024
  • Открытый доступ

«Хороший слог» и «новая художественность» в журнальной полемике 1860-1870-х годов

Аннотация

Цель исследования состоит в определении взаимовлияния установок демократической критики и разночинской словесности 1860-1870-х гг. Исследуются вопросы, связанные с отрицанием художественности как важного эстетического критерия, а также с попыткой умаления авторитета литературы «хорошего слога», к которой «реальной критикой» отнесена «дворянская» литература. Рассматривается журнальная и писательская полемика этих лет, связанная с общественно-литературным определением нового этапа демократической литературы социальной направленности. Выявляется влияние разночинской прозы на выработку новых критериев оценки литературного произведения, анализируется функция риторической формы «беседа с читателем» в аспекте совмещения критического и художественного дискурсов на материале прозы А. Шеллера-Михайлова, Ф. Решетникова, И. Федорова-Омулевского. В качестве образца для последующего подражания беллетристов рассматривается «беседа с читателем» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» в сопоставлении с его концепцией искусства в «Эстетических отношениях искусства к действительности». Научная новизна определяется сопоставительным методом, что позволяет выявить формы дискурсивного взаимодействия на уровне концепции критики и ее воплощения в литературной практике. В результате исследования установлено, что «беседа с читателем» как метатекстовый манифест авторской программы становится составляющей частью концепции литературы постгоголевского периода.

Источники

  1. Вдовин А. В. Концепт «глава литературы» в русской критике 1830-1860-х годов: дисс. … д. филос. н. Тарту, 2011.
  2. Виноградов К. В., Елизаветина Г. Г. Представление о читателе в демократической критике «шестидесятых годов» // «Что делать?» Н. Г. Чернышевского: историко-функциональное исследование: сборник. М.: Наука, 1990.
  3. Дячук Т. В. Творчество Г. И. Успенского в историко-литературной перспективе: контекст и поэтика: монография. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023.
  4. Егоров Б. Ф. Споры о положительном герое // Егоров Б. Ф. Избранное. Эстетические идеи в России XIX века. М.: Летний сад, 2009.
  5. Журавлева А. И. Скандал по умолчанию. Конфликтность русской литературы: тенденциозная лирика и объективный роман // Семиотика скандала: сборник статей / ред. и сост. Н. Букс. М.: Европа, 2008.
  6. Журавлева А. И. Создание романного героя: «герой времени» // Журавлева А. И. Кое-что из былого и дум: о русской литературе XIX века. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2013.
  7. Зубков К. Ю. Литературная критика как предмет истории литературы // Русская литература. 2012. № 3.
  8. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 1860-х годов XIX века: Истоки и эстетическое своеобразие. Л.: Наука, 1974.
  9. Пенская Е. Н. «Журнальное безобразие»: анатомия скандала в литературно-публицистических интерпретациях 1850-1860-х годов // Семиотика скандала: сборник статей / ред.-сост. Н. Букс. М.: Европа, 2008.
  10. Эйхенбаум Б. М. Мой временник. Маршрут в бессмертие. М.: Аграф, 2001.

Информация об авторах

Печерская Татьяна Ивановна

д. филол. н., проф.

Новосибирский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 июля 2024.
  • Опубликована: 26 августа 2024.

Ключевые слова

  • литературная критика 1860-1870-х годов
  • журнал «Современник»
  • журнал «Русское слово»
  • Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
  • писатели-разночинцы
  • literary criticism of the 1860s-1870s
  • magazine “Sovremennik”
  • magazine “Russkoye Slovo”
  • N. G. Chernyshevsky “What Is To Be Done?”
  • raznochinets writers

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)