• Научная статья
  • 27 августа 2024
  • Открытый доступ

Художественные особенности двустиший в творчестве чувашских поэтов

Аннотация

Цель исследования – выявление особенностей жанра двустиший в чувашской поэзии, вызванных влиянием восточной классики и использованием традиций фольклора. Распространение данного жанра стало возможным благодаря наличию традиций малых жанров в фольклоре, влиянию переводов соответствующих образцов, интереса к традициям восточных литератур. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассматриваются двустишия чувашских поэтов как отдельный самостоятельный жанр. В статье проанализированы двустишия В. Турата (1913-1978), Б. Борлена (1934-2013), В. Эндипа (1937-2017), Ю. Айдаша (1938-2014), С. Азамат (1952) и др. Краткость формы требует сосредоточенности мысли, выразительных средств. Поэты создают двустишия на антитезе, используют для рифмы омонимы, их стихотворения подобны развернутой метафоре. Небольшой объем позволяет писать емкие и ироничные стихотворения на злобу дня, затрагивать актуальные проблемы современности. В результате исследования установлено, что поэты создают двустишия на основе традиций чувашских пословиц, выражают глубокие мысли о жизни, опираются на особенности родного языка. В чувашских двустишиях обнаруживаются черты типологического сходства с восточным бейтом, которые проявляются в использовании омонимов, цикличности, построении композиции на антитезе. Двустишия, соответствующие традициям русской, европейской элегии и эпиграммы, в чувашской поэзии получили меньшее распространение.

Источники

  1. Брагинский И. С. Из истории персидско-таджикской литературы. Избранные работы. М.: Наука, 1972.
  2. Владимирова О. Г. Поиски новых поэтических форм в литературах народов Урало-Поволжья // Проблемы создания региональной истории литератур народов Поволжья: материалы региональной научно-практической конференции. Чебоксары: Новое время, 2014.
  3. Литературный энциклопедический словарь / общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
  4. Никифорова В. В. Время перестройки и возвращение эстетических критериев (середина 1980-х – 2000 гг.). Поэзия // История чувашской литературы ХХ века: коллективная монография: в 2 ч. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2017. Ч. 2. 1956-2000 годы.
  5. Перепелкина Е. П., Якимова Е. Р. Палиндромы М. Карягиной как новое явление в современной чувашской поэзии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 10.
  6. Родионов В. Г. Теория чувашской литературы: от дискуссий о стихе к современной компаративистике // Национальные литературы Поволжья и Приуралья: исследовательские парадигмы и практики: материалы всероссийского научно-практического семинара. Казань, 2024.
  7. Родионов В. Г. Чувашское и тюркское стихосложение: учебное пособие. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 1986.
  8. Софронова И. В. Жанровые формы восточной классики в чувашской литературе: монография. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2020.
  9. Софронова И. В. Особенности краткостиший С. Азамат // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6-2.
  10. Стеблева И. В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. М.: Наука; АН ССР. Институт востоковедения, 1971.

Информация об авторах

Софронова Ирина Владимировна

к. филол. н., доц.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июля 2024.
  • Опубликована: 27 августа 2024.

Ключевые слова

  • жанр двустишия
  • чувашская поэзия
  • фольклор
  • восточная классика
  • couplet genre
  • Chuvash poetry
  • folklore
  • Eastern classics

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)