• Научная статья
  • 30 августа 2024
  • Открытый доступ

Роль нарратива в новейшей русской драматургии

Аннотация

Целью исследования является ответ на вопрос: почему в пьесах молодых драматургов 2020-х гг. возрастает роль рассказа, а не подобающего драме показа. Изучен генезис процесса нарративизации в драматургии 1990-2010-х гг. (в пьесах Е. Гришковца, Н. Коляды, О. Богаева и др.), прослежена история вопроса в литературоведении и критике, проведен текстуальный анализ пьесы Полины Коротыч «Улица» (2022) с применением методов современной нарратологии. Научная новизна исследования состоит в определении специфики нарративности современной драмы. Теоретическое значение работы – в применении методологии нарратологического анализа к современному драматургическому тексту. В результате обнаружено, что современная драматургия часто уходит как от показа-перформатива, так и от нарратива как фабулы. Новая нарративность современной драмы являет себя в том, что пьеса нередко превращается в повествовательный акт от лица автора или персонажей. Событием в пьесах Е. Гришковца, Д. Данилова, П. Коротыч, О. Потаповой и др. становятся ментальные, а не физические действия. Центр тяжести смещается на вербализацию наррации; главной в рецепции таких пьес становится интрига слова. Подобные явления отмечаются в других жанрах современной литературы, но драматургия выступает в авангарде современного литературного процесса.

Источники

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
  2. Богданова П. Трансформации драмы в истории. Структуры порядка и структуры хаоса. М.: Новое литературное обозрение, 2024.
  3. Боймерс Б., Липовецкий М. Перформансы насилия. Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М.: НЛО, 2012.
  4. Болотян И., Лавлинский С. П. Конфликт драматический // Экспериментальный словарь новейшей драмы. Siedlce: Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich imienia Franciszka Karpińskiego, 2019.
  5. Гончарова-Грабовская С. Я. Современная русская драматургия (конец ХХ – начало ХХI в.). Мн.: Вышэйшая школа, 2021.
  6. Гримова О. А. Нарративная интрига в современном отечественном романе: дисс. … д. филол. н. М., 2023.
  7. Жиличева Г. А. Интрига слова в рассказах И. Бунина и В. Набокова («Легкое дыхание» / «Тяжелый дым») // Сибирский филологический журнал. 2021. № 2.
  8. Журчева О. В. Природа конфликта в новейшей драме XXI века // Современная драматургия: литературно-художественный журнал. 2010. № 4.
  9. Кожина М. А. «Пропущенное» событие в действии современной пьесы // Новый филологический вестник: нарратология. 2021. № 2 (57).
  10. Красников Я. Е. Нарративность драматургии // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022.
  11. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / пер. с нем. Н. Исаевой. М.: ABCdesign, 2013.
  12. Лозинская Е. В. Неестественная нарратология (Реферативный обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2017. № 1.
  13. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  14. Моисеева Е. Ю. Метанарративность // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022.
  15. Николина Н. А. Приемы нарративизации современного драматического текста // Язык русской литературы ХХ-XXI вв. / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Московский педагогический государственный университет. Ярославль, 2014.
  16. Пави П. Повествование (Наррация) // Словарь театра / пер. с фр. под ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991.
  17. Руднев П. Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
  18. Сердечная В. Наедине с собой // Современная драматургия. 2021. № 1. https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2021-1/8993
  19. Сизова М. Не аристотелевская драматургия // Современная драматургия. 2020. № 1. https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2020-1/8212
  20. Тюпа В. И. Вербализация наррации // Тезаурус исторической нарратологии (на материале русской литературы): экспериментальный словарь / под ред. В. И. Тюпы. М.: Эдитус, 2022.
  21. Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021.
  22. Тюпа В. И. Драма как тип высказывания // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14).
  23. Тюпа В. И. Нарратологический анализ // Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. Изд-е 3-е, стер. М.: Академия, 2009.
  24. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.
  25. Шмид В. Нарратология. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2008.
  26. Шуников В. Л. Нарративизация новейшей российской драмы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 7 (69).
  27. Wallace D. F. E Unibus Pluram: Television and U.S. Fiction // Review of Contemporary Fiction. 1993. Vol. 13 (2).

Информация об авторах

Абашева Марина Петровна

д. филол. н., проф.

Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Спирина Кристина Станиславовна

Пермский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 июля 2024.
  • Опубликована: 30 августа 2024.

Ключевые слова

  • российская драматургия ХХI века
  • нарратив в драме
  • современная нарратология
  • вербализация наррации
  • интрига слова
  • Russian drama of the 21st century
  • narrative in drama
  • modern narratology
  • verbalization of narration
  • intrigue of the word

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)