• Научная статья
  • 6 сентября 2024
  • Открытый доступ

Англицизмы как функционально-прагматические маркеры цифровой коммуникации русскоговорящей молодежи

Аннотация

Настоящая статья посвящена социолингвистическому анализу влияния цифровых технологий и социальных сетей на языковые практики и коммуникацию среди учащихся. Цель данного исследования – определить специфику функционирования и прагматический потенциал наиболее частотных англицизмов в русской молодежной цифровой коммуникации. В статье рассматриваются теоретические концепции в области лингвистики, социолингвистики, психолингвистики и коммуникативистики, служащие основой для интерпретации эмпирических данных. Исследование проводилось в дистанционном формате с использованием современных цифровых инструментов на выборке из 30 магистрантов. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении и описании специфических функционально-прагматических характеристик англицизмов, активно используемых в русской молодежной цифровой коммуникации, работа вносит вклад в изучение их роли в коммуникативных стратегиях цифрового поколения. В результате исследования были определены 20 ключевых англицизмов, активно используемых в молодежной коммуникации, проанализированы их функциональные особенности и прагматические аспекты употребления. Полученные данные свидетельствуют о значительном влиянии цифровых технологий на формирование новой языковой картины мира у молодого поколения, что находит отражение в специфических лексических, грамматических и синтаксических инновациях.

Источники

  1. Бурас М. М., Кронгауз М. А. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // Наука и жизнь. 2011. № 8.
  2. Величко А. В. Закон экономии как условие функционирования и развития языка // Мир русского слова. 2015. № 2.
  3. Герасимов В. И. Идеология и дискурс в работах Т. А. ван Дейка (реферативный обзор) // Политическая наука. 2003. № 4.
  4. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
  5. Кронгауз М. А. Самоучитель Олбанского. М.: АСТ, 2013.
  6. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике: сборник. М.: Прогресс, 1972. Вып. VII. Социолингвистика.
  7. Романова И. В., Коннова О. В., Глазкова А. В. Влияние социальных сетей на язык и коммуникацию // Russian Linguistic Bulletin. 2024. № 3 (51). https://doi.org/10.18454/RULB.2024.51.20
  8. Ступникова А. А. Интернет как среда распространения англицизмов // Научное и техническое творчество молодежи: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19-20 апреля 2023 г.). Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2023.
  9. Сулейменов С. И. Изучение отношения современной молодежи к использованию англицизмов в речи (на примере опроса студентов СибАДИ) // Современные проблемы науки, общества и культуры: сборник статей VIII международной научно-практической конференции (г. Омск, 27-28 апреля 2023 г.). Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2023.
  10. Сычева Е. М., Пенчикова К. С. Роль англицизмов в современной русскоязычной интернет-лексике // Современные цифровые технологии в агропромышленном комплексе: сборник материалов международной научной конференции (г. Смоленск, 30 апреля 2020 г.). Смоленск: Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. Т. 3.
  11. Чурсина О. В., Дема К. С., Жидкова Д. А. Словообразовательная характеристика англицизмов в русском сленге // Гуманитарные исследования. 2021. № 2 (78). https://doi.org/10.21672/1818-4936-2021-78-2-084-087
  12. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: сб. статей. М.: Прогресс, 1975.
  13. Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford: Oxford University Press, 1962.
  14. Baron N. S. Always On: Language in an Online and Mobile World. N. Y., 2008. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195313055.001.0001
  15. Crystal D.Internet Linguistics: A Student Guide. L.: Routledge, 2011.
  16. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
  17. Dijk T. A. van. Discourse as Social Interaction. L.: Sage, 1997.
  18. Heine B., Kuteva T. World Lexicon of Grammaticalization. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  19. Jakobson R. Closing Statement: Linguistics and Poetics // Style in Language / ed. by T. A. Sebeok. Cambridge: MIT Press, 1960.
  20. Martinet A. Éléments de linguistique générale. P.: Armand Colin, 1960.
  21. Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. N. Y.: Basic Books, 2008.
  22. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9 (5).
  23. Searle J. R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. L.: Cambridge University Press, 1969.
  24. Tapscott D. Grown up Digital. N. Y.: McGraw-Hill Education, 2009.
  25. Vicentini A. The Economy Principle in Language. Notes and Observations from Early Modern English Grammars // Mots. Words. Palabras. 2003. Vol. 3.
  26. Weinreich U. Languages in Contact: Findings and Problems. N. Y.: Linguistic Circle of New York, 1953.
  27. Whorf B. L. Language, Thought, and Reality: Selected Writings of Benjamin Lee Whorf. Cambridge: MIT Press, 1956.

Информация об авторах

Фролова Ольга Алексеевна

к. филол. н., доц.

МИРЭА – Российский технологический университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 июля 2024.
  • Опубликована: 6 сентября 2024.

Ключевые слова

  • англоязычные заимствования
  • русскоязычная интернет-коммуникация
  • языковые практики в социальных сетях
  • молодежный онлайн-дискурс
  • коммуникативные стратегии молодежи
  • English borrowings
  • Russian-language internet communication
  • language practices in social networks
  • youth online discourse
  • youth communicative strategies

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)