• Научная статья
  • 9 сентября 2024
  • Открытый доступ

Экспериментальное исследование фонетического оформления русской речи носителями карачаево-балкарского языка

Аннотация

Цель исследования – выявление спектральных характеристик акцентной русской речи билингвов, носителей карачаево-балкарского языка, обладающих достаточной идентификационной значимостью. В статье представлено экспериментальное исследование межлингвистической интерференции и акцента в русской речи билингвов (L1 – карачаево-балкарский язык, L2 – русский язык). Для проведения первичного статистического анализа измерялись спектральные характеристики аллофонов шести ударных гласных русского языка [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Значения двух первых формант исследуемых аллофонов оценивались с помощью программы для анализа звучащей речи Praat и сопоставлялись с соответствующими акустическими параметрами тех же гласных нормативной русской речи. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые на фактическом лингвистическом материале проведена количественная оценка систематических произносительных ошибок в устной речи носителей карачаево-балкарского языка. Результаты статистического анализа исходных данных продемонстрировали возможность надежной идентификации акцентной русской речи L2 дикторов, носителей карачаево-балкарского языка.

Источники

  1. Гуртуева И. А. Корпусное исследование акцентной русской речи // Человек – язык – компьютер. Исследователи будущего: материалы научно-практической (заочной) конференции с международным участием (г. Москва, 25 декабря 2023 г.). М.: Московский государственный лингвистический университет, 2024.
  2. Гуртуева И. А. Современные проблемы автоматического распознавания речи // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2020. № 6 (98).
  3. Козлачков С. Б., Дворянкин С. В., Бонч-Бруевич А. М. Ограничения формантной теории разборчивости речи в приложениях защиты речевой информации // Вопросы кибербезопасности. 2016. № 5 (18).
  4. Ляксо Е. Е., Фролова О. В., Гречаный С. В., Матвеев Ю. Н., Верхоляк О. В., Карпов А. А. Голосовой портрет ребенка с типичным и атипичным развитием / под ред. Е. Е. Ляксо, О. В. Фроловой. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020.
  5. Сорокин В. Н., Вьюгин В. В., Тананыкин А. А. Распознавание личности по голосу: аналитический обзор // Информационные процессы. 2012. Т. 12. № 2.
  6. Сорокин В. Н., Цыплихин А. И. Сегментация и распознавание гласных // Информационные процессы. 2004. Т. 4. № 2.
  7. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика: проблемы теории и методики исследования. М.: Восток-Запад, 2006.
  8. Adda G., Stüker S., Adda-Decker M., Ambouroue O., Besacier L., Blachon D., Bonneau-Maynard H., Godard P., Hamlaoui F., Idiatov D., Kouarata G.-N., Lamel L., Makasso E.-M., Rialland A., Van de Velde M., Yvon F., Zerbian S. Breaking the Unwritten Language Barrier: The BULB Project // Proceedings of the 5th Workshop on Spoken Language Technologies for Under-Resourced Languages (9-12 May 2016). Yogyakarta, 2016. https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.04.023
  9. Al-Rickaby A. The Survival of Contrastive Analysis Hypothesis: A Look Under the Hood // Theory and Practice in Language Studies. 2023. Vol. 13. No. 1.
  10. ASCD. The Stages of Second Language Acquisition. 2018. https://ascd.org/el/articles/engaging-your-beginners
  11. Banai K., Karavani H., Lavie L., Lavner Y. Rapid but Specific Perceptual Learning Partially Explains Individual Differences in the Recognition of Challenging Speech // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. No. 1. https://doi.org/10.1038/s41598-022-14189-8
  12. Boersma P., Weenink D. Praat 6.3.08: Computer Soft Package for Speech Analysis in Phonetics. Amsterdam, 2023.
  13. Chung S. C., Chen X., Geva E. Deconstructing and Reconstructing Cross-Language Transfer in Bilingual Reading Development: An Interactive Framework // Journal of Neurolinguistics. Cross-Linguistic Perspectives on Second Language Reading. 2019. Vol. 50.
  14. Deng K., Cao S., Ma L. Improving Accent Identification and Accented Speech Recognition Under a Framework of Self-Supervised Learning // Interspeech: 22nd Annual Conference of the International Speech Communication Association (30 August – 3 September 2021). Brno, 2021.
  15. Gijn R. van, Ruch H., Wahlström M., Hasse A. Language Contact: Bridging the Gap Between Individual Interactions and Areal Patterns. Berlin: Language Science Press, 2023.
  16. Greenberg C. S., Mason L. P., Sadjadi S. O., Reynolds D. A. Two Decades of Speaker Recognition Evaluation at the National Institute of Standards and Technology // Computer Speech & Language. 2020. Vol. 60.
  17. Gurtueva I. Experimental Phonetic Research Interlingual Interference and Accent in the Russian Speech of Native Speakers of the Kabardino-Circassian Language // Biologically Inspired Cognitive Architectures 2023: Proceedings of the 14th Annual Meeting of the BICA Society. Studies in Computational Intelligence. Cham: Springer Nature, 2024. Vol. 1130 / ed. by A. V. Samsonovich, T. Liu.
  18. Hickey R. The Handbook of Language Contact. Malden: Wiley-Blackwell, 2010.
  19. Jia Y. A Deep Learning System for Domain-Specific Speech Recognition // 4th International Conference on Natural Language Processing and Computational Linguistics. 2023. https://doi.org/10.48550/arXiv.2303.10510
  20. Jurafsky D., Martin J. H. Speech and Language Processing: An Introduction in Natural Language Processing, Computational Linguistics and Speech Recognition. Hoboken: Prentice Hall, 2008.
  21. Ladefoged P., Johnson K. A. Course in Phonetics. Boston, 2014.
  22. Lado R. Linguistics Across Cultures: Applied Linguistics for Language Teachers. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1957.
  23. Mair Ch. Contrastive Analysis in Linguistics. Oxford: Oxford University Press, 2020.
  24. Nagoev Z., Gurtueva I., Bzhikhatlov K., Anchekov M. Phonetic-Acoustic Database of High-Accent Russian Speech // Procedia Computer Science. 2022. Vol. 213. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.11.099
  25. Robinson P. The Cognition Hypothesis, Task Design, and Adult Task-Based Language Learning. N. Y. – Cambridge: Cambridge University Press, 2024.
  26. Slabakova R. The Bottleneck Hypothesis Updated. Three Streams of Generative Language Acquisition Research // Language Acquisition and Language Disorders. 2019. Vol. 63.
  27. Weinreich U. Languages in Contact: Findings and Problems. The Hague: Mouton Publishers, 1979.
  28. Wu Ch., Baccanello J. H. Using Contrastive Terminology Analysis in Teaching a Foreign Language // Eurasian Journal of Applied Linguistics. 2019. Vol. 5. No. 3.
  29. Zeng T. Deep Learning in Automatic Speech Recognition (ASR): A Review // Proceedings of the 7th International Conference on Modern Management and Education Technology (MMET 2022, September 23-25, Xiamen, China). P.: Atlantis Press, 2022. https://doi.org/10.2991/978-2-494069-51-0_23

Информация об авторах

Гуртуева Ирина Асланбековна

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2024.
  • Опубликована: 9 сентября 2024.

Ключевые слова

  • идентификация акцентов
  • фонетическая интерференция
  • распознавание речи
  • акустический контрастивный анализ
  • теория языковых контактов
  • accent identification
  • phonetic interference
  • speech recognition
  • acoustic contrastive analysis
  • theory of language contact

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)