• Научная статья
  • 10 сентября 2024
  • Открытый доступ

Средства актуализации коммуникативной демонстративности в деловом дискурсе

Аннотация

Цель исследования – выявить способы выражения демонстративной тональности в деловом дискурсе. Научная новизна работы состоит в том, что впервые описана дискурсивная специфика демонстративности в речи делового человека. В результате исследования устанавливается, что демонстративность представляет собой тональность, определяющую процесс речевого взаимодействия, которая реализует функции самопрезентации и воздействия на эмоции и чувства адресата в своей явной и скрытой формах. Явная коммуникативная демонстративность в деловом дискурсе реализуется положительными адъективными и наречными эпитетами в положительной и превосходной степенях сравнения и гиперболической форме, экспрессивными фразеологическими единицами, книжными оборотами речи, иноязычными терминами-профессионализмами, констативами с положительной коннотацией, антитезой, гиперболой, речевой тактикой самопревышения, гиперболической метафорой и вводными словами-усилителями. Скрытая коммуникативная демонстративность в коммуникации делового человека выражается семиотическими комплексами невербальных средств, таких как стиль одежды и манера общения.

Источники

  1. Апресян Ю. Д. Перформативы в грамматике и словаре // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1986. Т. 45. № 3.
  2. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В., Кусова М. Л. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации в языке и речи (на материале лексики, фразеологии и паремиологии) / под общ. ред. Л. Г. Бабенко. М.: Азбуковник, 2017.
  3. Барминова С. В. Адресант и адресат делового дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2020. № 1.
  4. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Российский открытый университет, 1995.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Московский философский фонд, 1995.
  6. Борис А. М. Речевая стратегия самопрезентации в деловом дискурсе (на материале корпоративных блогов) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 6.
  7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
  8. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1.
  9. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  10. Ковшова М. Л. Языковой знак в обретении смыслов культуры // Когнитивные исследования языка. 2021. № 2.
  11. Козлова Е. А. Лингвокреативность как маркер риторики успеха (на примере публичного делового дискурса) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-1.
  12. Комлев Н. Г. Слово в речи. М.: URSS, 2007.
  13. Кравченко М. А. Метакорректоры точнее, вернее, скорее: в поисках слова или денотата? // Гуманитарные и социальные науки. 2023. № 2.
  14. Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  15. Левченко М. Н. Деловой дискурс: анализ и моделирование дискурсивных событий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2023. № 1.
  16. Матасова О. В. Природа языкового знака: мифологическая трактовка языкового знака в диахронии // Проблемы современной лингвистики в контексте антропоцентризма: коллективная монография. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016.
  17. Назарова Т. Б. От типологии видов общения к типологии коммуникантов: динамика коммуникативного поведения и коммуникативной личности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29. № 2.
  18. Остин Д. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: сборник статей. М.: Прогресс, 1986. Т. 17.
  19. Попович О. А., Крылова Н. Ф. Манипуляция в поликультурном интернет-пространстве: подмена смыслового компонента языкового знака // Вестник Московского государственного областного университета. 2023. № 2.
  20. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Экономика, 2015.
  21. Распопова Т. А. Определение статусно-ролевых, социально-профессиональных и ситуативно-коммуникативных позиций в дискурсивной судебной лингвистической экспертизе // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2018. № 1.
  22. Сарбин Т. Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. 2004. Т. 1.
  23. Стернин И. А. Теоретические и прикладные проблемы языкознания: избранные работы. Воронеж: Истоки, 2008.
  24. Тисленкова И. А. Самопрезентация как ведущий признак коммуникативной демонстративности // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42. № 3.
  25. Тисленкова И. А. Типологический анализ коммуникативной демонстративности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2024. № 22-1.
  26. Черниговская Т. В., Аллахвердов В. М., Коротков А. Д., Гершкович В. А., Киреев М. В., Прокопеня В. К. Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. № 4.
  27. Шмакова Н. В. Стратегии и тактики, применяемые в деловом дискурсе // Современное педагогическое образование. 2021. № 6.

Информация об авторах

Тисленкова Ирина Александровна

к. филол. н., доц.

Волгоградский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 августа 2024.
  • Опубликована: 10 сентября 2024.

Ключевые слова

  • деловой дискурс
  • коммуникативная демонстративность
  • самопрезентация
  • коммуникативный демонстратив
  • языковая личность
  • business discourse
  • communicative demonstrativeness
  • self-presentation
  • communicative demonstrative
  • linguistic personality

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)