• Научная статья
  • 11 сентября 2024
  • Открытый доступ

Метафорическое моделирование конфуцианского философского дискурса

Аннотация

Данная статья посвящена изучению репрезентации концептуальной метафоры в конфуцианском философском дискурсе. Цель исследования – выявить роль различных метафорических моделей в формировании и выражении концепций конфуцианской философии, оказавших значительное влияние на духовно-культурные традиции китайской цивилизации. Когнитивно-семантический анализ текста «Великое учение» («Да-сюэ») демонстрирует ключевую функцию метафор в формировании терминологической системы конфуцианства, обосновании его основных идей и структурировании содержания и логики этого канонического текста. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые применяется семантико-когнитивный подход к анализу философской метафоры; впервые определены основные метафорические модели, характерные для конфуцианского учения, и раскрыта их значимость в формировании и передаче концепций конфуцианской философии. В ходе анализа текста было выявлено активное использование метафорических образов пространственного, светового, флористического, зооморфного, предметного характера, которые формируются в значительной степени под влиянием перцептивного опыта и культурно-исторических факторов. Проведенное исследование показало, что представление ключевых конфуцианских идей о личностном самосовершенствовании, об урегулировании семейных и общественных отношений, о поддержании стабильности государства и об обеспечении всеобщего мира во всем мире в значительной степени реализуется при помощи метафорических моделей «Великое учение – Путь», «Человек – птица», «Благодать – Свет», «Обновление идеологии – Омовение тела», «Приобретение знания и истины – Расширение пространства», «Успокоение души – Выправление сердца», «Выражение искренности – Восприятие запаха и красоты», «Государство – Семья», «Совершенствование личности – Украшение тела», «Человек – Дерево» и «Богатство и благодать – Вода».

Источники

  1. Акишина Е. О. Метафора как форма выражения философских идей: автореф. дисс. … к. филос. н. Омск, 2008.
  2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс. Вступительная статья // Теория метафоры. Сборник статей / под общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990.
  3. Будаев Э. В., Ворошилова М. Б., Дзюба Е. В., Красильникова Н. А. Современная политическая лингвистика: учеб. пособие / отв. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011.
  4. Горский Д. П. Абстракция // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.
  5. Дьяченко Г. В. Символ в философском дискурсе Н. Бердяева: лингвокогнитивный аспект: дисс. … к. филол. н. Луганск, 2008.
  6. Ермоленко Г. А., Кожевников С. Б. Философские метафоры в текстах культуры // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 3 (15).
  7. Зубова М. В. Роль метафоры в философской коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2009. № 318.
  8. Калюжный В. Н. Дискурс: философский и другие // Філософська спадщина Г. С. Сковороди і сучасність. Харькiв: Екограф, 2002.
  9. Кобзев А. И. Текстология конфуцианского канона «Да-сюэ» как историко-философская проблема // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2012. № 4.
  10. Кожемякин Е. А., Кротков Е. А. Философский дискурс // Дискурс-Пи. 2010. № 1-2.
  11. Кульчицкая Л. В. Понятия «когнитивная» и «концептуальная» метафора в отечественной лингвистике раннекогнитивного периода // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2012. № 11.
  12. Малкина С. М. Постметафизические стратегии философии Жиля Делёза: топология философских пределов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2012. № 17.
  13. Мигуренко Р. А. О роли метафоры в философском языке описания сознания // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2008. № 6.
  14. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / под общ. ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1988.
  15. Цветков Д. В. Особенности текста «Великое учение» («Да-сюэ») в интерпретации Д. И. Фонвизина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2018. № 3.
  16. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001.
  17. Kövecses Z. Metaphor and Emotion: Language, Culture, and Body in Human Feeling. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  18. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  19. 樊继轩. 先秦儒家的《大学之道》—— 对 《大学》、《中庸》、《学记》中高等教育思想的再认识 // 黄河科技大学学报. 2009年. 第3期 (Фань Цзисюань. «Путь великого учения» в конфуцианской философии в династии Цинь – переосмысление концепций высшего образования в «Да-сюэ», «Чжунь-юн» и «Сюэ-цзи» // Вестник Хэнаньского университета науки и технологий. 2009. № 3).
  20. 孔庆平. 德性与权利:《大学》的政治之道 // 深圳社会科学. 2023年. 第3期 (Кун Цинпин. Добродетель и право: политический путь «Да-сюэ» // Журнал социальных наук Шэньчжэня. 2023. № 3).
  21. 刘礼明.《大学》理财之道及其对现代大学的启示 // 江苏师范大学学报. 2014年. 第5期 (Лю Лимин. Путь финансового управления в «Да-Сюэ» и его влияние на современные университеты // Вестник Цзянсуского педагогического университета. 2014. № 5).
  22. 宁静贤, 于述胜. 以情为本:《大学》《絜矩》之儒家治道 // 中南大学学报. 2023年. 第3期 (Нин Цзинсянь, Юй Шушен. Основываясь на эмоциях: конфуцианская управленческая практика «се-цзюй» в тексте «Великое учение» // Вестник Центрального южного университета. 2023. № 3).
  23. 牛宏宝, 赵宝明. 隐喻与真理 — 论布鲁门伯格的哲学隐喻学 // 西北大学学报( 哲学社会科学版). 2021 年, 第 3 期 (Ню Хунбао, Чжао Баомин. Метафора и истина: о философской метафоре Блюменберга // Вестник Северо-Западного университета. 2021. № 3).
  24. 邱鸿钟. 儒家经典《大学》中的积极心理学思想 // 中国健康心理学杂志. 2008年. 第3期 (Цю Хунчжун. Позитивная психология в классическом конфуцианском произведении «Великое учение» // Журнал здоровой психологии Китая. 2008. № 3).
  25. 王岳川. 儒家经典重释的当代意义——《大学》《中庸》讲演录 // 西南民族大学学报. 2007年. 第10期 (Ван Юэчуань. Современное значение переосмысления классических конфуцианских произведений – интерпретация «Да-сюэ» и «Чжунь-юн» // Вестник Юго-Западного университета национальностей. 2007. № 10).
  26. 张鸿彦.《大学》在俄国的传播与影响 //《人文论丛》. 2021年. 第1期 (Чжан Хунъянь. Распространение и влияние «Великого учения» в России // Труды гуманитарных исследований. 2021. № 1).
  27. 张兴. 宋代《大学》思想演变研究. 北京:中国社会科学出版社,2021 (Чжан Син. Исследование эволюции идей «Великого учения» в период династии Сун. Пекин: Издательство социальных наук Китая, 2021).

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда планирования философских и социальных наук города Тяньцзинь Китая, номер проекта: TJYYQN23-003.

Информация об авторах

Сюй Лили

к. филол. н.

Нанькайский университет, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 июля 2024.
  • Опубликована: 11 сентября 2024.

Ключевые слова

  • конфуцианский философский дискурс
  • метафорическая модель
  • трактат «Великое учение» («Да-сюэ»)
  • китайская культура
  • теория концептуальной метафоры
  • Confucian philosophical discourse
  • metaphorical model
  • treatise “The Great Learning” (“Da Xue”)
  • Chinese culture
  • conceptual metaphor theory

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)