• Научная статья
  • 19 сентября 2024
  • Открытый доступ

Средства реализации категории театральности в семиотически гетерогенном тексте каллиграмм (на материале каллиграмм Г. Аполлинера)

Аннотация

Цель исследования – дать комплексное описание реализации лингвосемиотической категории театральности в семиотически гетерогенном тексте каллиграмм Г. Аполлинера. В статье указаны основные исследовательские единицы и аспекты теоретического описания, даны определения и обзор ключевых параметров театральности в семиотически гетерогенном тексте, а именно в каллиграммах Г. Аполлинера. Исходя из того, что театральность в любом контексте представляет собой значимую категорию, определяющую выбор средств для реализации поставленных целей, рассмотрение авторской стратегии на примере построения текстов каллиграмм ведется в четырех основных направлениях: собственно языковой аспект; когнитивный аспект; прагматический аспект; семантический аспект. Научная новизна: на базе проведенного анализа лингвистического материала были выявлены и описаны способы и средства реализации категории театральности на разных уровнях семиотически гетерогенного текста каллиграмм: лексический, грамматический, стилистический (вербальный компонент); графический, семиотический (невербальный компонент). В результате были определены ключевые параметры категории театральности в тексте, к которым относятся: условное время, условное пространство (мизансцена), персуазивность, иллюзия референциальная, аттрактивность. Лингвосемиотическая категория театральности как совокупность вербальных и невербальных компонентов реализуется в языке каллиграмм, где визуализация текста – это результат театрализации его языка. Исходя из этого, было сделано предположение, что доминирующий параметр в семиотически гетерогенном тексте каллиграмм и основополагающий параметр категории театральности текста – это иллюзия референциальная. Отсюда следует, что обязательными условиями реализации категории театральности являются акцентированность и зрительское восприятие.

Источники

  1. Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
  2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007.
  3. Гальцова Е. Д. К вопросу о генезисе понятия «театральности» во Франции: от Вагнера к французской театральной семиотике // Литература ХХ века. Итоги и перспективы изучения. Седьмые Андреевские чтения. М.: Экон-Информ, 2009.
  4. Гальцова Е. Д. Французский вектор авангарда // Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.). Теория, история, поэтика: в 2 т. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2.
  5. Евреинов Н. Н. Демон театральности. СПб.: Летний сад, 2002.
  6. Казарин Ю. В. Поэтический текст как система: монография. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 1999.
  7. Коваль О. В. Назначение в поэтику: общность теории языка и теории искусства в счете художественной семиотики и лингвоэстетики // Критика и семиотика. 2007. № 11.
  8. Коваль О. В. О связи визуально-динамического и лингвистического дискурсов // Гуманитарная наука сегодня: материалы конференции. М.: Эйдос, 2006.
  9. Котте А. Театральность: понятие в поисках собственного предмета // Театроведение Германии: система координат / сост. Э. Фишер-Лихте, А. А. Чепуров. СПб.: Балтийские сезоны, 2004.
  10. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград: Парадигма, 2004.
  11. Олянич А. В. Театральность как категория политического дискурса // Дискурс-Пи. 2015. № 2.
  12. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002.
  13. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6.
  14. Степанов Ю. С. В трёхмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии и искусства). М.: Наука, 1985.
  15. Степанов Ю. С. Хаос и абсурд в поэтике Авангарда // Поэтика исканий, или Поиск поэтики: материалы междунар. конф.-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные литературные стратегии». М.: Издательство Института русского языка им. В. В. Виноградова, 2004.
  16. Чвалун Р. В. Реализация категории театральности в языке семиотически гетерогенных текстов (на материале каллиграмм Г. Аполлинера и их условных эквивалентов): дисс. … к. филол. н. Ставрополь, 2017.
  17. Чвалун Р. В., Калашова А. С., Махова И. Н. Лингвистические и структурно-графические особенности нелинейного текста Василия Каменского «Танго с коровами: железобетонные поэмы» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5.
  18. Чвалун Р. В., Кизилова Н. И., Чуднова О. А. Корреляция понятийных полей «театр» – «театральность» (на примере русского и французского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 12.
  19. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учебное пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
  20. Штайн К. Э. Гармония поэтического текста: монография. Ставрополь: Издательство СГУ, 2006.
  21. Штайн К. Э. Принципы анализа поэтического текста: учебное пособие. Ставрополь, 1993.
  22. Шубина Н. Л. Невербальная семиотика печатного текста как область лингвистического знания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 97.
  23. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учебное пособие. СПб.: Книжный Дом, 2007.
  24. Davis C. T., Postlewait T. Theatricality. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
  25. Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. L. – N. Y.: Routledge, 2005.
  26. Féral J., Bermingham R. P. Theatricality: The Specificity of Theatrical Language // SubStance. 2002. Vol. 2/3.
  27. Fischer-Lichte E. I – Theatricality Introduction: Theatricality: A Key Concept in Theatre and Cultural Studies // Theatre Research International. 1995. Vol. 20.
  28. McGillivray G. The Discursive Formation of Theatricality as a Critical Concept // Metaphorik. 2009. Aus. 17.
  29. Ubersfeld A. Le dialogue de théâtre. P.: Lettres Belin S.U.P., 1996.
  30. Ubersfeld A. Lire le théâtre. P.: Essentiel, 1982.

Информация об авторах

Чвалун Роза Владимировна

к. филол. н.

Ставропольский государственный аграрный университет

Кизилова Наталья Игоревна

к. филол. н.

Ставропольский государственный аграрный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 августа 2024.
  • Опубликована: 19 сентября 2024.

Ключевые слова

  • театральность
  • лингвосемиотическая категория
  • семиотически гетерогенный текст
  • прагматическая категория
  • коммуникация
  • theatricality
  • linguosemiotic category
  • semiotically heterogeneous text
  • pragmatic category
  • communication

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)