• Научная статья
  • 25 сентября 2024
  • Открытый доступ

Формирование коммуникативной компетенции у китайских студентов в аспекте русского языка как иностранного: методы и формы

Аннотация

Цель исследования – выявление наиболее продуктивных методов, способствующих формированию коммуникативной компетенции у китайских студентов, изучающих русский язык. В статье рассматриваются положительные и отрицательные черты грамматико-переводного, сознательно-сопоставительного, сознательно-практического, коммуникативного методов, сформулирована авторская точка зрения на понятие «коммуникативная компетенция». Научная новизна исследования состоит в том, что формирование коммуникативной компетенции у китайских студентов происходит посредством их участия в реализации квазипрофессиональных ситуаций, приближенных к реальной будущей профессиональной деятельности обучающихся, на основе сознательно-практического метода, позволяющего адекватно сочетать теоретические знания и полученные умения и навыки в практической речевой деятельности. Результатом исследования стал комплекс практических упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности с целью формирования коммуникативной компетенции у китайских студентов, изучающих русский язык.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Вятютнев М. Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы // Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. М., 1986.
  3. Гао Ф. Особенности обучения русскому языку в китайских вузах // Педагогическое образование в России. 2016. № 12.
  4. Ло С. Методика обучения русскому языку в Китае (история и перспективы) // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 2 (8).
  5. Лю С. Обучение русскому языку в вузах Китая: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. 2014. № 4.
  6. Свойкина Л. Ф., Кулешова Р. В. Формирование профессиональной компетенции у китайских студентов в иноязычном образовательном процессе (на уроках делового языка) // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», Цицикарский университет (г. Цицикар, КНР). Чита – Цицикар – СПб.: Златоуст, 2013.
  7. Си Ч. Современные педагогические подходы в системе подготовки преподавателей русского языка в КНР: дисс. … к. пед. н. Волгоград, 2023.
  8. Фэн Ш. Изучение русского языка китайскими студентами: проблемы, возможности, перспективы // Русистика. 2015. № 2.
  9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. 2002. https://khutorskoy.ru/books/2002/0423.htm
  10. Чжан В. Смешанное обучение русскому языку в китайском вузе: освоение грамматики на базовом уровне: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2023.
  11. Чжао Ц. Комплексный подход к овладению умениями рецептивной переработки информации в русскоязычных текстах китайскими студентами-филологами: дисс. … д. пед. н. М., 1999.
  12. 陈颖杰. 中国俄语教学国家标准与俄罗斯对外俄语教学国家标准比较研究——以中国普通高中俄语课程标准与俄罗斯对外俄语一级教学大纲为例 // 中国俄语教学. 2008. № 1 (Чэнь И. Сравнительное исследование национальных стандартов преподавания русского языка в Китае и национальных стандартов преподавания русского языка как иностранного в России – на примере российских стандартов учебных программ обычных средних школ в Китае и российской программы преподавания русского языка как иностранного на первом уровне // Преподавание русского языка в Китае. 2008. № 1).

Информация об авторах

Ли Чжунчжи

доц.

Чанчуньский университет, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 июля 2024.
  • Опубликована: 25 сентября 2024.

Ключевые слова

  • коммуникативная компетенция
  • грамматико-переводной метод
  • сознательно-сопоставительный метод
  • сознательно-практический метод
  • коммуникативный метод
  • квазипрофессиональная деятельность
  • научный стиль речи
  • китайская аудитория
  • обучение русскому языку как иностранному
  • communicative competence
  • grammar-translation method
  • conscious-comparative method
  • conscious-practical method
  • communicative method
  • quasi-professional activity
  • academic style of speech
  • Chinese learners
  • teaching Russian as a foreign language

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)