• Научная статья
  • 27 сентября 2024
  • Открытый доступ

Специфика средств художественной выразительности в тексте публичного выступления Дж. Ф. Стивенса о людях с синдромом Дауна (на материале речи «Я человек»)

Аннотация

Цель исследования – выявить средства художественной выразительности в речи Дж. Ф. Стивенса «Я человек» и определить их специфику. В статье рассмотрен текст публичного выступления Дж. Ф. Стивенса, посвященного проблемам адаптации людей с синдромом Дауна в современном обществе, выделены используемые в нем средства художественной выразительности, обозначена их специфика. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые получены данные о специфике средств художественной выразительности в англоязычном публицистическом тексте, освещающем вопросы социализации людей с особенностями развития. Подобный текст уникален в силу того, что его автор-оратор является человеком с синдромом Дауна. Несмотря на особенности своего развития, Дж. Ф. Стивенс был приглашен для выступления на заседании ООН и, следовательно, стал одним из немногих людей, удостоенных такой чести. В результате исследования выявлено, что автор для передачи своих идей использует различные лексические (метафора, каламбур, эпитет), синтаксические (параллелизм, перечисление, анафора, полисиндетон) и лексико-синтаксические (антитеза, логическое сравнение, градация) средства художественной выразительности, а также медицинскую терминологию в стилистической функции.

Источники

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. М.: URSS, 2014.
  2. Ворсобина Н. В. Использование средств альтернативной коммуникации для развития речи детей с синдромом Дауна // Вестник Калужского университета. 2020. № 4 (49).
  3. Гальперин И. Р. Стилистика английского языка (English Stylistics). М.: URSS, 2022.
  4. Джаббарова В. Р. Формирование лексики у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна // Молодежь и образование XXI века: материалы XXI межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых / под ред. М. Г. Кулешина, Д. В. Пикалова. Ставрополь, 2023.
  5. Дмитриева Е. Ю., Лапшова Е. С. Особенности обучения английскому языку детей с синдромом Дауна // Иностранные языки в XXI веке: актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: материалы и доклады международной конференции. Самара, 2020.
  6. Коробкина Н. И. Стилистический анализ англоязычного текста (на материале фрагмента произведения Т. Парсонса «Мужчина и мальчик») // Гуманитарно-педагогические исследования. 2024. Т. 8. № 1.
  7. Ляксо Е. Е., Фролова О. В., Николаев А. С., Городный В. А., Куражова А. В. Пол, возраст, состояние ребёнка: перцептивное исследование речи детей 8-9 лет типично развивающихся, с расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2020. Т. 6. № 3.
  8. Петров В. В., Заварницына Н. М. Инклюзивный театр и его роль в социокультурном пространстве (к проблеме специфики и художественного языка) // Сфера культуры. 2022. № 4 (10).
  9. Тбоева З. Э. Анализ методик обучения иностранному языку детей с синдромом Дауна: потенциал их применения // Современные технологии в образовании. 2020. № 20.
  10. Шаховский В. И. Стилистика английского языка (English Stylistics). М.: URSS, 2019.

Информация об авторах

Коробкина Наталья Игоревна

к. филол. н., доц.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 августа 2024.
  • Опубликована: 27 сентября 2024.

Ключевые слова

  • средства художественной выразительности
  • публицистический текст
  • синдром Дауна
  • речь Дж. Ф. Стивенса
  • англоязычный публицистический текст
  • literary devices
  • journalistic text
  • Down syndrome
  • speech of J. F. Stephens
  • English-language journalistic text

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)