Применение концептуальных карт при работе с иноязычным текстом на занятиях по иностранному языку на неязыковом факультете
Аннотация
Цель исследования состоит в обосновании возможности использования педагогической технологии составления концептуальных карт на всех этапах работы с иноязычным текстом при обучении иностранному языку студентов нелингвистического профиля. В статье рассматривается значение визуализации в образовательном процессе, виды мышления в контексте составления концептуальных карт, а также особенности смысловой переработки информации при осуществлении чтения и сопровождающие его умения. Научная новизна исследования заключается в определении дидактических свойств и функций концептуальных карт, а также в уточнении и расширении перечня видов заданий с их использованием в рамках осуществления ознакомительного и изучающего видов чтения. В результате проведенного исследования были рассмотрены возможные случаи применения концептуальных карт на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с иноязычным текстом. В целом выявленный дидактический потенциал концептуальных карт при работе с иноязычным текстом на занятиях по иностранному языку на неязыковом факультете может способствовать освоению новых и повторению ранее изученных лексических единиц, развитию логического и творческого видов мышления и повышению осознанности чтения.
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Анохина В. В. «Концептуальная карта» как инструмент преподавания социально-гуманитарных и философских дисциплин // Современное социально-гуманитарное образование: проблемы и перспективы: сборник материалов ХХI научно-методической конференции факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (г. Минск, 29 марта 2024 г.). Мн.: Белорусский государственный университет, 2024.
- Арадахова М. Б., Мамалова Х. Э., Плиева А. О. Визуализация как средство преподавания иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101).
- Ваткова О. А. Анализ подходов к проблеме развития визуального мышления // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. Изд-е 2-е, испр. М.: Академия, 2005.
- Зюкова А. С. Иноязычное чтение как средство получения профессионально ориентированной информации // Современное педагогическое образование. 2022. № 11.
- Конколь М. М., Кочкина О. М. Анализ подходов к иноязычной подготовке специалистов-международников (на примере МГИМО МИД РОССИИ) // Педагогика и просвещение. 2022. № 4.
- Кутепова Л. И., Смирнова Ж. В., Комлева В. Ш., Стряпихина А. А. Скрайбинг как технология визуализации образовательного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 3 (36).
- Моторная С. Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 2 (31).
- Нефёдова М. А. Современные подходы к обучению иностранному языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2 (66).
- Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / под ред. Н. В. Баграмовой, Н. В. Смирновой, И. Ю. Щемелевой. СПб.: Златоуст, 2016.
- Пасечник В. С., Кузнецова А. В. Современные подходы к преподаванию иностранного языка по профессиональному направлению // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 3. Филологические науки. Медиакоммуникации. 2022. № 2 (76).
- Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов. Изд-е 4-е. М.: Просвещение, 2006.
- Титова С. В., Замковая А. В. Визуализация дидактических материалов для развития иноязычных продуктивных умений критического мышления у обучающихся // Педагогика и психология образования. 2022. № 1.
- Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1987.
- Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3.
- Шмараева А. А. Использование концептуальных карт при осуществлении контроля уровня развития иноязычной речевой деятельности обучающихся в высшей школе // Языки и культуры в глобальном образовательном пространстве: тезисы I международной научно-практической конференции (г. Москва, 7-8 ноября 2021 г.). М.: Национальное общество прикладной лингвистики, 2021a.
- Шмараева А. А. Концептуальные карты как метод когнитивного обучения на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021b. Т. 14. Вып. 9.
- Штейнберг В. Э., Манько Н. Н., Вахидова Л. В., Фатхулова Д. Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. 2021. № 6.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
- Опубликована: 2 октября 2024.
Ключевые слова
- педагогическая технология составления концептуальных карт
- визуализация текстовой информации
- этапы работы с иноязычным текстом
- ознакомительное чтение
- изучающее чтение
- обучение студентов нелингвистического профиля
- pedagogical technology of creating conceptual maps
- visualization of textual information
- stages of working with foreign language texts
- skimming
- scanning
- teaching non-linguistic students
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»