• Научная статья
  • 2 октября 2024
  • Открытый доступ

Применение концептуальных карт при работе с иноязычным текстом на занятиях по иностранному языку на неязыковом факультете

Аннотация

Цель исследования состоит в обосновании возможности использования педагогической технологии составления концептуальных карт на всех этапах работы с иноязычным текстом при обучении иностранному языку студентов нелингвистического профиля. В статье рассматривается значение визуализации в образовательном процессе, виды мышления в контексте составления концептуальных карт, а также особенности смысловой переработки информации при осуществлении чтения и сопровождающие его умения. Научная новизна исследования заключается в определении дидактических свойств и функций концептуальных карт, а также в уточнении и расширении перечня видов заданий с их использованием в рамках осуществления ознакомительного и изучающего видов чтения. В результате проведенного исследования были рассмотрены возможные случаи применения концептуальных карт на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с иноязычным текстом. В целом выявленный дидактический потенциал концептуальных карт при работе с иноязычным текстом на занятиях по иностранному языку на неязыковом факультете может способствовать освоению новых и повторению ранее изученных лексических единиц, развитию логического и творческого видов мышления и повышению осознанности чтения.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Анохина В. В. «Концептуальная карта» как инструмент преподавания социально-гуманитарных и философских дисциплин // Современное социально-гуманитарное образование: проблемы и перспективы: сборник материалов ХХI научно-методической конференции факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (г. Минск, 29 марта 2024 г.). Мн.: Белорусский государственный университет, 2024.
  3. Арадахова М. Б., Мамалова Х. Э., Плиева А. О. Визуализация как средство преподавания иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101).
  4. Ваткова О. А. Анализ подходов к проблеме развития визуального мышления // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3.
  5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. Изд-е 2-е, испр. М.: Академия, 2005.
  6. Зюкова А. С. Иноязычное чтение как средство получения профессионально ориентированной информации // Современное педагогическое образование. 2022. № 11.
  7. Конколь М. М., Кочкина О. М. Анализ подходов к иноязычной подготовке специалистов-международников (на примере МГИМО МИД РОССИИ) // Педагогика и просвещение. 2022. № 4.
  8. Кутепова Л. И., Смирнова Ж. В., Комлева В. Ш., Стряпихина А. А. Скрайбинг как технология визуализации образовательного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 3 (36).
  9. Моторная С. Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 2 (31).
  10. Нефёдова М. А. Современные подходы к обучению иностранному языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2 (66).
  11. Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / под ред. Н. В. Баграмовой, Н. В. Смирновой, И. Ю. Щемелевой. СПб.: Златоуст, 2016.
  12. Пасечник В. С., Кузнецова А. В. Современные подходы к преподаванию иностранного языка по профессиональному направлению // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 3. Филологические науки. Медиакоммуникации. 2022. № 2 (76).
  13. Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10.
  14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов. Изд-е 4-е. М.: Просвещение, 2006.
  15. Титова С. В., Замковая А. В. Визуализация дидактических материалов для развития иноязычных продуктивных умений критического мышления у обучающихся // Педагогика и психология образования. 2022. № 1.
  16. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1987.
  17. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3.
  18. Шмараева А. А. Использование концептуальных карт при осуществлении контроля уровня развития иноязычной речевой деятельности обучающихся в высшей школе // Языки и культуры в глобальном образовательном пространстве: тезисы I международной научно-практической конференции (г. Москва, 7-8 ноября 2021 г.). М.: Национальное общество прикладной лингвистики, 2021a.
  19. Шмараева А. А. Концептуальные карты как метод когнитивного обучения на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021b. Т. 14. Вып. 9.
  20. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н., Вахидова Л. В., Фатхулова Д. Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. 2021. № 6.

Информация об авторах

Шмараева Анастасия Александровна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 2 октября 2024.

Ключевые слова

  • педагогическая технология составления концептуальных карт
  • визуализация текстовой информации
  • этапы работы с иноязычным текстом
  • ознакомительное чтение
  • изучающее чтение
  • обучение студентов нелингвистического профиля
  • pedagogical technology of creating conceptual maps
  • visualization of textual information
  • stages of working with foreign language texts
  • skimming
  • scanning
  • teaching non-linguistic students

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)