• Original research article
  • October 2, 2024
  • Open access

Using conceptual maps when working with foreign language texts in foreign language classes at a non-linguistic faculty

Abstract

The research aims to substantiate the possibility of using the pedagogical technology of creating conceptual maps at all stages of working with foreign language texts in teaching foreign languages to non-linguistic students. The paper considers the importance of visualization in the educational process, types of thinking in the context of creating conceptual maps, as well as the features of semantic processing of information when reading and the skills that accompany it. The scientific novelty of the research lies in determining the didactic properties and functions of conceptual maps, as well as in clarifying and expanding the list of types of tasks used within the framework of implementing skimming and scanning reading techniques. As a result of the research, possible cases of applying conceptual maps at the pre-text, text, and post-text stages of working with foreign language texts were considered. In general, the identified didactic potential of conceptual maps when working with foreign language texts in foreign language classes at a non-linguistic faculty can contribute to the mastery of new and repetition of previously learned lexical units, the development of logical and creative thinking, and the increase in reading awareness.

References

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
  2. Анохина В. В. «Концептуальная карта» как инструмент преподавания социально-гуманитарных и философских дисциплин // Современное социально-гуманитарное образование: проблемы и перспективы: сборник материалов ХХI научно-методической конференции факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (г. Минск, 29 марта 2024 г.). Мн.: Белорусский государственный университет, 2024.
  3. Арадахова М. Б., Мамалова Х. Э., Плиева А. О. Визуализация как средство преподавания иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101).
  4. Ваткова О. А. Анализ подходов к проблеме развития визуального мышления // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3.
  5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. Изд-е 2-е, испр. М.: Академия, 2005.
  6. Зюкова А. С. Иноязычное чтение как средство получения профессионально ориентированной информации // Современное педагогическое образование. 2022. № 11.
  7. Конколь М. М., Кочкина О. М. Анализ подходов к иноязычной подготовке специалистов-международников (на примере МГИМО МИД РОССИИ) // Педагогика и просвещение. 2022. № 4.
  8. Кутепова Л. И., Смирнова Ж. В., Комлева В. Ш., Стряпихина А. А. Скрайбинг как технология визуализации образовательного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 3 (36).
  9. Моторная С. Е. Визуализация информации как технология обучения в высшей школе // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 2 (31).
  10. Нефёдова М. А. Современные подходы к обучению иностранному языку // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 2 (66).
  11. Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика: монография / под ред. Н. В. Баграмовой, Н. В. Смирновой, И. Ю. Щемелевой. СПб.: Златоуст, 2016.
  12. Пасечник В. С., Кузнецова А. В. Современные подходы к преподаванию иностранного языка по профессиональному направлению // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 3. Филологические науки. Медиакоммуникации. 2022. № 2 (76).
  13. Полякова Е. В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10.
  14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов. Изд-е 4-е. М.: Просвещение, 2006.
  15. Титова С. В., Замковая А. В. Визуализация дидактических материалов для развития иноязычных продуктивных умений критического мышления у обучающихся // Педагогика и психология образования. 2022. № 1.
  16. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1987.
  17. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 3.
  18. Шмараева А. А. Использование концептуальных карт при осуществлении контроля уровня развития иноязычной речевой деятельности обучающихся в высшей школе // Языки и культуры в глобальном образовательном пространстве: тезисы I международной научно-практической конференции (г. Москва, 7-8 ноября 2021 г.). М.: Национальное общество прикладной лингвистики, 2021a.
  19. Шмараева А. А. Концептуальные карты как метод когнитивного обучения на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021b. Т. 14. Вып. 9.
  20. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н., Вахидова Л. В., Фатхулова Д. Р. Визуальные дидактические регулятивы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. 2021. № 6.

Author information

Anastasia Aleksandrovna Shmaraeva

Lomonosov Moscow State University

About this article

Publication history

  • Received: September 1, 2024.
  • Published: October 2, 2024.

Keywords

  • педагогическая технология составления концептуальных карт
  • визуализация текстовой информации
  • этапы работы с иноязычным текстом
  • ознакомительное чтение
  • изучающее чтение
  • обучение студентов нелингвистического профиля
  • pedagogical technology of creating conceptual maps
  • visualization of textual information
  • stages of working with foreign language texts
  • skimming
  • scanning
  • teaching non-linguistic students

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)