• Научная статья
  • 4 октября 2024
  • Открытый доступ

Советский производственный роман в системе канонов соцреализма и соц-арта («Тридцатая любовь Марины» В. Сорокина)

Аннотация

Цель исследования – выявить в концептуалистском романе Владимира Сорокина «Тридцатая любовь Марины» (1984) особенности его жанрово-структурных и поэтологических конструкций. В статье прослежена связь жанровых признаков «советского романа» с традицией литературы соцреализма и его деконструкциями в практике концептуального искусства 1970-1980-х гг., рассмативаются не только формальные особенности концептуального романа Сорокина, но и их содержательно-смысловые пласты, открывающие новые ракурсы восприятия не только смысловой компоненты, но и формы (жанра) концептульного текста. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые центральным объектом исследования становится жанр произведения, концептуальный роман Сорокина рассматривается в сопоставлении с жанром производственного романа. Результатом исследования стало аналитическое выявление целевых установок прозаика-концептуалиста В. Сорокина по преодолению принципов и приемов советского соцреалистического искусства и установлению писателем-авангардистом дискредитивных ракурсов восприятия социальных и идеологически устойчивых «концептов», сложившихся в послеоктябрьский период и традиционно формировавших жанры советского искусства. Прослежены пути взаимодействия и взаимовлияния живописных концептуальных практик с опытом литературного творчества и способы перенесения визуальных приемов концептуалистов на поле вербального искусства. Продемонстрировано, какие советские прецедентные тексты, образы, мотивы, персоналии (в т. ч. М. Цветаева и А. Солженицын) стали объектом для романной деконструкции Сорокина, «закладным камнем» для его концептуалистского эксперимента. Установлено, что имитационной базой в «Тридцатой любви Марины» Сорокину послужил так называемый «производственный роман», тематический подвид прозы соцреалистического реализма.

Источники

  1. Абашева М. П. Сорокин нулевых: в пространстве мифов о национальной идентичности // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1.
  2. Богданова О. В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
  3. Богданова О. В. Современный литературный процесс. Претекст, подтекст, интертекст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
  4. Вайль П. Консерватор Сорокин в конце века // Вайль П. Свобода – точка отсчета. О жизни, искусстве и о себе. М.: Астрель; Corpus, 2012.
  5. Генис А. Цена оргазма. Сорокин: язык советского подсознания // Новая газета. 2018. 9 июня. https://www.corpus.ru/press/sorokin-jazyk-sovetskogo-podsoznanija.htm
  6. Добренко Е. Стилевое подсознательное соцреализма // Русская литература ХХ века: направления и течения: сборник. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический ун-т, 1998. Вып. 4.
  7. Добренко Е. Утопии возврата (заметки о (пост)советской культуре и ее несостоявшейся (пост)модернизации) // Russica Romana. 2004. Vol. 11.
  8. Казарина Т. В. Владимир Сорокин и русский авангард // Вестник Самарского университета. Серия «История, педагогика, филология». 2018. Т. 24. № 4.
  9. Костырко С. Чистое поле литературы. Любительские заметки профессионального писателя // Новый мир. 1992. № 12.
  10. Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001.
  11. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература, 1950-1990 годы: в 2 т. М.: Academia, 2003. Т. 2.
  12. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический ун-т, 1997.
  13. Ляйтнер А. Низвержение в счастье: «Тридцатая любовь Марины» / пер. с нем. Н. Седова. 2018. https://lit.wikireading.ru/hp1G5HWhI2
  14. Нефагина Г. Л. Русская проза конца ХХ века. Изд-е 2-е. М.: Флинта; Наука, 2005.
  15. Новохатский Д. В. Поэтика соц-арта в творчестве Владимира Сорокина. 2010. https://web.archive.org/web/20111229123306/http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nvmdu/Fil/2010_6/14.htm
  16. Поздняков К. С. Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина: дисс. … к. филол. н. Самара, 2003.
  17. Смирнова М. В. Две Марины (по роману В. Сорокина «Тридцатая любовь Марины») // Вестник Пермского университета. Русская и зарубежная филология. 2012. Вып. 1 (17).
  18. Сосланд А. Сублимация, возвышенное, транс // Труды «Русской антропологической школы». М.: РГГУ, 2009. Вып. 6.
  19. Уффельманн Д. Дискурсы Владимира Сорокина / пер. Т. Пирусской. М.: НЛО, 2022.
  20. Фоменко Ю. «Вирус, разъедающий совесть человека…» // Сибирские огни. 2010. № 2. https://web.archive.org/web/20131026185820/http://magazines.russ.ru/sib/2010/2/fo13.html
  21. Хансен-Леве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. 1997. № 25.
  22. Энгстрем М. Апофатика и юродство в современной русской литературе // Slovo. 2010. № 51.
  23. Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. М.: Р. Элинин, 2000.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского.

Информация об авторах

Жилене Екатерина Сергеевна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 4 октября 2024.

Ключевые слова

  • проза В. Сорокина
  • концептуалистские стратегии в романе «Тридцатая любовь Марины»
  • традиции производственного романа в творчестве В. Сорокина
  • апологетика и развенчание
  • prose of V. Sorokin
  • conceptualist strategies in the novel “Marina’s Thirtieth Love”
  • traditions of the production novel in the writings of V. Sorokin
  • apologetics and debunking

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)