Советский производственный роман в системе канонов соцреализма и соц-арта («Тридцатая любовь Марины» В. Сорокина)
Аннотация
Цель исследования – выявить в концептуалистском романе Владимира Сорокина «Тридцатая любовь Марины» (1984) особенности его жанрово-структурных и поэтологических конструкций. В статье прослежена связь жанровых признаков «советского романа» с традицией литературы соцреализма и его деконструкциями в практике концептуального искусства 1970-1980-х гг., рассмативаются не только формальные особенности концептуального романа Сорокина, но и их содержательно-смысловые пласты, открывающие новые ракурсы восприятия не только смысловой компоненты, но и формы (жанра) концептульного текста. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые центральным объектом исследования становится жанр произведения, концептуальный роман Сорокина рассматривается в сопоставлении с жанром производственного романа. Результатом исследования стало аналитическое выявление целевых установок прозаика-концептуалиста В. Сорокина по преодолению принципов и приемов советского соцреалистического искусства и установлению писателем-авангардистом дискредитивных ракурсов восприятия социальных и идеологически устойчивых «концептов», сложившихся в послеоктябрьский период и традиционно формировавших жанры советского искусства. Прослежены пути взаимодействия и взаимовлияния живописных концептуальных практик с опытом литературного творчества и способы перенесения визуальных приемов концептуалистов на поле вербального искусства. Продемонстрировано, какие советские прецедентные тексты, образы, мотивы, персоналии (в т. ч. М. Цветаева и А. Солженицын) стали объектом для романной деконструкции Сорокина, «закладным камнем» для его концептуалистского эксперимента. Установлено, что имитационной базой в «Тридцатой любви Марины» Сорокину послужил так называемый «производственный роман», тематический подвид прозы соцреалистического реализма.
Источники
- Абашева М. П. Сорокин нулевых: в пространстве мифов о национальной идентичности // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1.
- Богданова О. В. Концептуалист писатель и художник Владимир Сорокин. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
- Богданова О. В. Современный литературный процесс. Претекст, подтекст, интертекст. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.
- Вайль П. Консерватор Сорокин в конце века // Вайль П. Свобода – точка отсчета. О жизни, искусстве и о себе. М.: Астрель; Corpus, 2012.
- Генис А. Цена оргазма. Сорокин: язык советского подсознания // Новая газета. 2018. 9 июня. https://www.corpus.ru/press/sorokin-jazyk-sovetskogo-podsoznanija.htm
- Добренко Е. Стилевое подсознательное соцреализма // Русская литература ХХ века: направления и течения: сборник. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический ун-т, 1998. Вып. 4.
- Добренко Е. Утопии возврата (заметки о (пост)советской культуре и ее несостоявшейся (пост)модернизации) // Russica Romana. 2004. Vol. 11.
- Казарина Т. В. Владимир Сорокин и русский авангард // Вестник Самарского университета. Серия «История, педагогика, филология». 2018. Т. 24. № 4.
- Костырко С. Чистое поле литературы. Любительские заметки профессионального писателя // Новый мир. 1992. № 12.
- Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001.
- Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература, 1950-1990 годы: в 2 т. М.: Academia, 2003. Т. 2.
- Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический ун-т, 1997.
- Ляйтнер А. Низвержение в счастье: «Тридцатая любовь Марины» / пер. с нем. Н. Седова. 2018. https://lit.wikireading.ru/hp1G5HWhI2
- Нефагина Г. Л. Русская проза конца ХХ века. Изд-е 2-е. М.: Флинта; Наука, 2005.
- Новохатский Д. В. Поэтика соц-арта в творчестве Владимира Сорокина. 2010. https://web.archive.org/web/20111229123306/http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nvmdu/Fil/2010_6/14.htm
- Поздняков К. С. Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина: дисс. … к. филол. н. Самара, 2003.
- Смирнова М. В. Две Марины (по роману В. Сорокина «Тридцатая любовь Марины») // Вестник Пермского университета. Русская и зарубежная филология. 2012. Вып. 1 (17).
- Сосланд А. Сублимация, возвышенное, транс // Труды «Русской антропологической школы». М.: РГГУ, 2009. Вып. 6.
- Уффельманн Д. Дискурсы Владимира Сорокина / пер. Т. Пирусской. М.: НЛО, 2022.
- Фоменко Ю. «Вирус, разъедающий совесть человека…» // Сибирские огни. 2010. № 2. https://web.archive.org/web/20131026185820/http://magazines.russ.ru/sib/2010/2/fo13.html
- Хансен-Леве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. 1997. № 25.
- Энгстрем М. Апофатика и юродство в современной русской литературе // Slovo. 2010. № 51.
- Эпштейн М. Постмодерн в России: литература и теория. М.: Р. Элинин, 2000.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
- Опубликована: 4 октября 2024.
Ключевые слова
- проза В. Сорокина
- концептуалистские стратегии в романе «Тридцатая любовь Марины»
- традиции производственного романа в творчестве В. Сорокина
- апологетика и развенчание
- prose of V. Sorokin
- conceptualist strategies in the novel “Marina’s Thirtieth Love”
- traditions of the production novel in the writings of V. Sorokin
- apologetics and debunking
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»