Авторские техники акцентирования темпоральных характеристик в повести Р. Брэдбери «Лед и пламя»: когнитивный подход
Аннотация
Цель исследования – продемонстрировать тот факт, что в романе Р. Брэдбери «Лед и пламя» используются авторские приемы усиления темпоральных характеристик, одним из которых является стилистическая конвергенция. 18 фрагментов были разделены на три группы на основании ассоциированных с ними моделей: «время = жизнь растений», «время = жизнь животных», «время = человек». Были тщательно проанализированы темпоральные лингвистические средства. Новизна исследования определяется, с одной стороны, выявлением двух авторских техник изображения времени: встраивания (использование лексической единицы с темпоральной семантикой как компонента другого стилистического приема) и слияния (сочетание двух разных стилистических средств в одном элементе). С другой стороны, было доказано, что эти инструменты позволяют выделить голос персонажа. Результаты исследования свидетельствуют о том, что преобладающие темпоральные характеристики в повести – высокая скорость и цикличность. Было показано, что эллипсис, заглавные буквы, восклицательные и вопросительные предложения, повтор цифры «8» маркируют индивидуальность восприятия времени персонажем в его несобственно-прямой речи. Удалось установить, что персонификация растительной жизни и самого времени, обилие временных метафор, подчеркивающих его быстрое течение, обусловливают уникальные особенности письма Брэдбери.
Источники
- Бронникова О. В. Модусный метаконцепт ВРЕМЯ/TIME в русском и английском языках (на материале данных национальных корпусов): автореф. … к. филол. н. М., 2017.
- Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А., Трухан Е. А. Общая психология: курс лекций. Мн., 2004.
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.
- Зуева Т. А. Когнитивные модели осмысления времени и их фразеологическая репрезентация // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы: сборник материалов VI международной научно-практической интернет-конференции. Екатеринбург, 2017.
- Кандрашкина О. О. Психологические особенности восприятия пространства и времени в художественном тексте // Вестник Самарского государственного технического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 3 (31).
- Пиксендеева В. Г. Концептуальный аспект времени и пространства в когнитивной лингвистике // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: материалы междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020.
- Позняк Л. П. Некоторые способы репрезентации художественного времени в романе Г. Грина «Тихий американец» // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 1.
- Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное: на материале англ. яз. М., 1979.
- Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2002.
- Banfield A. Narrative Style and the Grammar of Direct and Indirect Speech // Foundations of Language. 1973. Vol. 10. No. 1.
- Cohn D. Narrated Monologue: Definition of a Fictional Style // Comparative Literature. 1966. Vol. 18. No. 2.
- Demina E. A. Linguistic Markers of Represented Speech in Science Fiction Novels: A Polyphonic Approach // Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education. 2021. Vol. 4.
- Pascal R. The Dual Voice. Free Indirect Speech and Its Functioning in the 19th Century. Manchester: Manchester University Press, 1977.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 16 июля 2024.
- Опубликована: 8 октября 2024.
Ключевые слова
- вербализация времени
- когнитивные модели времени
- временные характеристики
- конвергенция стилистических средств
- метафоры времени
- verbalization of time
- cognitive models of time
- temporal characteristics
- convergence of stylistic means
- time metaphors
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»