Опыт использования проектных заданий при формировании лингвокультурологической компетенции у студентов нелингвистических специальностей на занятиях по иностранному языку
Аннотация
Цель исследования – описать опыт использования проектных заданий при формировании лингвокультурологической компетенции у студентов нелингвистических специальностей на занятиях по иностранному языку. Материалом исследования послужили заключительные проектные задания в конце разделов учебника С. А. Волиной, Г. Б. Ворониной и Л. М. Карповой “Zeit für Deutsch” («Время немецкому»). Научная новизна исследования заключается в том, что в статье описываются содержание и этапы выполнения проектных заданий, направленных на формирование лингвокультурологической компетенции у студентов-нелингвистов на занятиях по немецкому языку, что отвечает цели обучения иностранному языку в вузе. Результаты исследования свидетельствуют о положительном отношении студентов к проектным заданиям при изучении не только иностранного языка, но и связанной с языком культуры. В качестве преимуществ таких заданий для обучающихся следует выделить: 1) применение ранее изученной лексики; 2) усвоение новых лексических единиц, содержащих культурные семы; 3) мотивацию к поиску новой информации, связанной с культурными различиями; 4) творческий подход к реализации проекта; 5) игровой характер социального взаимодействия. Использование проектных заданий при обучении иностранному языку позволяет эффективно развивать у студентов нелингвистических специальностей лингвокультурологическую компетенцию, владение которой способствует адаптации речевого поведения к особенностям культуры собеседника, минимизируя тем самым вероятность непонимания, что обеспечивает успешное и гармоничное взаимодействие в процессе межъязыкового общения.
Источники
- Альмяшова Л. В., Овчерук Л. Д. Формирование лингвокультурологических компетенций студентов нелингвистического вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5).
- Бреднева Н. А. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2 (71).
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 1990.
- Войткова А. Н., Сметанина Т. В., Фетисова С. А. Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении иностранному языку в высшей школе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (149).
- Вороневская Н. В., Буцык Е. Д. Проектная деятельность как элемент обучения студентов неязыковых вузов академическому письму в жанре статистического обзора (на материале английского языка) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 7.
- Горбачева И. М., Горбачева Е. А. Проектная методика как средство повышения учебной автономности у студентов нелингвистических направлений подготовки при изучении иностранных языков // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 2 (22).
- Коняева Л. А. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов на основе компетентностного подхода // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4-3 (52).
- Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002.
- Коряковцева Н. Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа): автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2003.
- Новикова Н. Н. Проектная работа на занятиях по иностранному языку как важный шаг к учебной автономии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 2.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.
- Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9.
- Харченкова И. В. Концепция формирования лингвокультурологической компетенции студентов языковых факультетов на материале креолизованных текстов при обучении немецкому языку // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
- Хаусманн-Ушкова Н. В., Шульц О. Е., Первова Г. М. Обеспечение студентов обратной связью в процессе их участия в языковых интернет-проектах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2.
- Шемчук Ю. М. Формирование культуры бережливого потребления средствами немецкого языка // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: культурология, психология, образование: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 10-12 декабря 2019 г.). М.: Московский государственный лингвистический университет, 2020.
- Шемчук Ю. М., Гусева М. Д. Полипарадигмальный подход к обучению иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Язык и культура. 2020. № 52.
- Шемчук Ю. М., Махно Н. Д. Особенности преподавания второго иностранного языка студентам-психологам на основе технологии СLIL // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 25 декабря 2018 г.). М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019.
- Шемчук Ю. М., Новикова М. Д. Проблемное обучение как средство развития умений говорения студентов на практических занятиях немецкого языка // Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, 25 декабря 2018 г.). М.: Московский государственный лингвистический университет, 2019.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 сентября 2024.
- Опубликована: 11 октября 2024.
Ключевые слова
- проектная методика
- проектное задание
- лингвокультурологическая компетенция
- культурная сема
- обучение немецкому языку
- project-based methodology
- project-based assignment
- linguocultural competence
- cultural seme
- German language teaching
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»