• Научная статья
  • 21 октября 2024
  • Открытый доступ

Использование цифровых технологий в практике преподавания русского языка как иностранного на подготовительном факультете в российском вузе

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей преподавания русского языка как иностранного в языковых группах предмагистрантов и предаспирантов по направлению «Ядерные физика и технологии» с использованием цифровых средств и методов обучения, а также рассмотрению преимуществ обучения языку для специальных целей с применением цифровых инструментов. Цель исследования – определить, как использование цифровых средств обучения может повысить эффективность обучения русскому языку как иностранному для специальных целей в группах предмагистрантов и предаспирантов. Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые сформулированы отличия образовательного процесса в группах обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре от обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, а также экспериментально подтверждена эффективность применения цифровых инструментов при обучении данного контингента. Статья подробно описывает систему инструментов, применяемых на занятиях в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в группах предмагистрантов и предаспирантов. В результате исследования было выявлено, что в случае системного и методически обоснованного использования цифровых инструментов на занятиях по русскому языку как иностранному повышается эффективность учебного процесса, происходит стимулирование интереса к изучению русского языка и ядерной физики через практические задания и исследовательскую деятельность, а также повышение мотивации обучающихся.

Источники

  1. Богомолов А. Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку: дисс. … д. пед. н. М., 2008.
  2. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Некоторые тенденции современной методики преподавания русского языка как иностранного // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. Т. 7. № 1.
  3. Дунаева Л. А. Дидактическая интегрированная информационная среда для иностранных учащихся гуманитарных специальностей, изучающих русский язык как средство научного общения: дисс. … д. пед. н. М., 2006.
  4. Ермакова О. Б., Клобукова Л. П., Чернышенко Е. А. Смешанный формат обучения русскому языку как иностранному в постковидную эпоху: ведущие тенденции и новые вызовы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2023. № 8. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-8-108-122
  5. Захарова К. А. Особенности создания виртуальной языковой среды как средства формирования социолингвистической компетенции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10.
  6. Кулик А. Д. Интегративно-модульный подход к профессионально ориентированному обучению русскому языку иностранных студентов: начальный этап: дисс. … д. пед. н. М., 2016.
  7. Никуличева Н. В. Дистанционное обучение: от внедрения до реализации: учебник. М.: КНОРУС, 2024.
  8. Павловская Е. А., Кулик А. Д. Интегративно-модульный подход к обучению иностранных студентов инженерного профиля // Преподаватель XXI век. 2023. № 3-1.
  9. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для вузов / под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 2003.
  10. Руденко-Моргун О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учебная монография / под общ. ред. С. А. Хаврониной, Т. М. Балыхиной. М.: РУДН, 2002.
  11. Хавронина С. А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный». М.: РУДН, 2008.
  12. Эздекова Л. Б., Алхазова М. Х. Применение теории когнитивной нагрузки при изучении иностранных языков // Проблемы современной науки. 2013. № 8-2.
  13. Яковлева О. В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. № 5.
  14. Kirschner P. A. Cognitive load theory: Implications of cognitive load theory on the design of learning // Learning and Instruction. 2002. Vol. 12. No. 1.

Информация об авторах

Павловская Елена Андреевна

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июля 2024.
  • Опубликована: 21 октября 2024.

Ключевые слова

  • русский язык как иностранный
  • русский язык для специальных целей
  • цифровая трансформация обучения
  • цифровые средства обучения
  • предмагистранты
  • предаспиранты
  • Russian as a foreign language
  • Russian for specific purposes
  • digital transformation of education
  • digital teaching tools
  • pre-graduate students
  • pre-doctoral students

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)