Предчувствие фотографии: об одной странности гоголевского «Портрета»
Аннотация
Цель исследования – выявить особенности экфрасиса и интермедиальности в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Научная новизна исследования заключается в том, что в обозначенной исследователем В. В. Лепахиным цепи «икона – картина» автор достраивает еще одно недостающее звено: «дагерротип» (или «фотография»). Несмотря на то, что официальной датой изобретения фотографии считается только 1839 г., изображение как точная копия действительности – некое предчувствие фотографии – играет в сюжете гоголевской повести важную роль. Было установлено, что Н. В. Гоголь испытывал страх перед фотографией как полным подобием реальной жизни, на что косвенным образом указывают некоторые факты его биографии: единственный групповой снимок с молодыми художниками, обучавшимися высокому ремеслу в Риме (1845), а также упоминания современников о том, что писатель избегал съемок, пряча лицо от аппарата. Полученные результаты показали: 1) новые технологии создания культурных объектов вызывали беспокойство у Гоголя-художника, что нашло отражение в фигуре Черткова и других образах повести; 2) напоминающее точную копию «фотографическое» изображение явилось в гоголевской повести «двойником» иконы и ее антиподом; 3) в сюжете «Портрета» уподобляющиеся реальности изображения, стремящиеся заместить собою реальность, осмысливаются писателем как заблуждение и отступничество, а икона и путь к ней – как восхождение и подвижничество, что подтверждается двухчастной композицией и намеренным контрастом частей повести; 4) экфрастические и интрадиегетические образы «Портрета» обусловлены миром ценностей автора – его религиозным чувством и духовным зрением.
Источники
- Баль В. Ю. Мотив «живого портрета» в повести Н. В. Гоголя «Портрет»: текст и контекст. Томск, 2009.
- Гиппиус В. В. Гоголь. Л.: Мысль, 1924.
- Гладилин М. С. Н. В. Гоголь и становление бытового жанра в русской живописи // Н. В. Гоголь и его творческое наследие: сборник материалов Десятых Гоголевских чтений. М.: Фест-партнер, 2010.
- Дилакторская О. Г. Н. В. Гоголь и А. А. Иванов. К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя (1809-1852) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2 (6).
- Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона // Экфрасис в русской литературе: труды лозаннского симпозиума / сост. и ред. Л. Геллер. М.: МИК, 2002.
- Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. Избранные работы о русской словесности. М.: НЛО, 2011.
- Зенкин С. Н. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
- Лепахин В. В. Живопись и иконопись в повести Гоголя «Портрет». По редакции «Арабесок» // Лепахин В. В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М.: Отчий дом, 2002.
- Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997.
- Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников: очерки. М.: Искусство, 1955.
- Сергеева-Бернардини Е. С. О двух редакциях «Портрета» Гоголя // Мир русского слова. 2009. № 2.
- Страно Дж. Живописец по имени Гоголь (Слово и образ в творчестве писателя) // Н. В. Гоголь и его литературное окружение. Восьмые Гоголевские чтения: сб. докладов международной научной конференции (г. Москва, 1-4 апреля 2008 г.). М.: АНО Фест-партнер, 2009.
- Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду / пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. М.: РГГУ, 2016.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 сентября 2024.
- Опубликована: 29 октября 2024.
Ключевые слова
- интермедиальность в литературе
- интрадиегетический образ
- живописный экфрасис
- религиозный экфрасис
- миросозерцание Гоголя
- духовное зрение Гоголя
- визуальная поэтика повести «Портрет»
- intermediality in literature
- intradiegetic image
- pictorial ekphrasis
- religious ekphrasis
- Gogol’s worldview
- Gogol’s spiritual vision
- visual poetics of the novella “The Portrait”
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»