• Научная статья
  • 29 октября 2024
  • Открытый доступ

Предчувствие фотографии: об одной странности гоголевского «Портрета»

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности экфрасиса и интермедиальности в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Научная новизна исследования заключается в том, что в обозначенной исследователем В. В. Лепахиным цепи «икона – картина» автор достраивает еще одно недостающее звено: «дагерротип» (или «фотография»). Несмотря на то, что официальной датой изобретения фотографии считается только 1839 г., изображение как точная копия действительности – некое предчувствие фотографии – играет в сюжете гоголевской повести важную роль. Было установлено, что Н. В. Гоголь испытывал страх перед фотографией как полным подобием реальной жизни, на что косвенным образом указывают некоторые факты его биографии: единственный групповой снимок с молодыми художниками, обучавшимися высокому ремеслу в Риме (1845), а также упоминания современников о том, что писатель избегал съемок, пряча лицо от аппарата. Полученные результаты показали: 1) новые технологии создания культурных объектов вызывали беспокойство у Гоголя-художника, что нашло отражение в фигуре Черткова и других образах повести; 2) напоминающее точную копию «фотографическое» изображение явилось в гоголевской повести «двойником» иконы и ее антиподом; 3) в сюжете «Портрета» уподобляющиеся реальности изображения, стремящиеся заместить собою реальность, осмысливаются писателем как заблуждение и отступничество, а икона и путь к ней – как восхождение и подвижничество, что подтверждается двухчастной композицией и намеренным контрастом частей повести; 4) экфрастические и интрадиегетические образы «Портрета» обусловлены миром ценностей автора – его религиозным чувством и духовным зрением.

Источники

  1. Баль В. Ю. Мотив «живого портрета» в повести Н. В. Гоголя «Портрет»: текст и контекст. Томск, 2009.
  2. Гиппиус В. В. Гоголь. Л.: Мысль, 1924.
  3. Гладилин М. С. Н. В. Гоголь и становление бытового жанра в русской живописи // Н. В. Гоголь и его творческое наследие: сборник материалов Десятых Гоголевских чтений. М.: Фест-партнер, 2010.
  4. Дилакторская О. Г. Н. В. Гоголь и А. А. Иванов. К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя (1809-1852) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2 (6).
  5. Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона // Экфрасис в русской литературе: труды лозаннского симпозиума / сост. и ред. Л. Геллер. М.: МИК, 2002.
  6. Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. Избранные работы о русской словесности. М.: НЛО, 2011.
  7. Зенкин С. Н. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
  8. Лепахин В. В. Живопись и иконопись в повести Гоголя «Портрет». По редакции «Арабесок» // Лепахин В. В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М.: Отчий дом, 2002.
  9. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб., 1997.
  10. Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников: очерки. М.: Искусство, 1955.
  11. Сергеева-Бернардини Е. С. О двух редакциях «Портрета» Гоголя // Мир русского слова. 2009. № 2.
  12. Страно Дж. Живописец по имени Гоголь (Слово и образ в творчестве писателя) // Н. В. Гоголь и его литературное окружение. Восьмые Гоголевские чтения: сб. докладов международной научной конференции (г. Москва, 1-4 апреля 2008 г.). М.: АНО Фест-партнер, 2009.
  13. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду / пер. с нем. Б. М. Скуратова, Е. Ю. Смотрицкого. М.: РГГУ, 2016.

Информация об авторах

Шевченко Екатерина Сергеевна

д. филол. н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 сентября 2024.
  • Опубликована: 29 октября 2024.

Ключевые слова

  • интермедиальность в литературе
  • интрадиегетический образ
  • живописный экфрасис
  • религиозный экфрасис
  • миросозерцание Гоголя
  • духовное зрение Гоголя
  • визуальная поэтика повести «Портрет»
  • intermediality in literature
  • intradiegetic image
  • pictorial ekphrasis
  • religious ekphrasis
  • Gogol’s worldview
  • Gogol’s spiritual vision
  • visual poetics of the novella “The Portrait”

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)