• Научная статья
  • 31 октября 2024
  • Открытый доступ

Манипулятивный потенциал артиклевых моделей в немецкоязычном политическом и маркетинговом дискурсе

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении особенностей употребления определенного, неопределенного и нулевого артикля в немецком языке при конструировании высказываний, содержащих манипулятивные речевые тактики. Научная новизна работы состоит в когнитивно-обусловленном подходе к анализу манипулятивного потенциала языковых единиц различной частеречной и функциональной принадлежности на материале современных типов дискурса в немецком языке, а именно – в описании влияния артиклевого значения на семантику и манипулятивный потенциал высказывания. В результате был построен и размечен авторский эмпирический корпус, содержащий 54 полнотекстовых вхождения, полученных из немецкоязычных СМИ маркетинговой и политической направленности, на основании которого выявлены по 5 основных моделей, описывающих манипулятивный потенциал для каждого из трех видов артикля (15 единиц суммарно). В числе общих тенденций, характерных для описания манипулятивного потенциала артиклевых значений, можно выделить основанность на принципах схожести и связанности объектов во фрейме. Особые значения артиклей проявляются в их морфологической связанности с указательными местоимениями, числительным «один» и синтаксическим нулем соответственно.

Источники

  1. Борисова Е. Г., Качурин И. Д. Слоганы автомобильных брендов (немецкий и английский языки) // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития: сборник научных статей / Московский городской педагогический университет. М.: ООО «Принтика», 2020.
  2. Желтухина М. Р., Зеленская Л. Л. Создание медиаобраза политического врага в современных российских и американских СМИ: лексико-грамматический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127).
  3. Иссерс О. С. «Паша-Мерседес», или речевая стратегия дискредитации // Вестник Омского университета. 1997а. № 2.
  4. Иссерс О. С. «Посмотрите, на кого он похож!» (К вопросу о речевых тактиках дискредитации) // Вестник Омского университета. 1997b. № 3.
  5. Катенева И. Г. Функционирование редакционного блога на сайте общественно-политического издания как эффективный инструмент самопрезентации и манипуляции читательским сознанием (на примере «Новой газеты») // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 6.
  6. Киосе М. И. Лингвистические показатели салиентности непрямых окказиональных текстовых номинаций в языке англоязычной прозы // Германистика 2018: nove et nova: тезисы докладов международной научной конференции (г. Москва, 29-30 марта 2018 г.) / Московский государственный лингвистический университет, факультет немецкого языка. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2018.
  7. Мельчук И. А. О синтаксическом нуле // Типология пассивных конструкций. Диатезы и залоги / отв. ред. А. А. Холодович; АН СССР, Ин-т языкознания. Л.: Наука, 1974.
  8. Нефедов С. Т. Теоретическая грамматика немецкого языка. Морфология. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2018.
  9. Самородин Г. В. Микрополе «Милитаризм» в структуре семантического поля «Чрезвычайная ситуация» в дискурсе СМИ Германии // LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой (г. Санкт-Петербург, 14-21 марта 2023 г.): сборник тезисов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2023.
  10. Самородин Г. В. Определённый артикль в немецком языке как референциальный показатель неслучайной связи // Язык и культура в глобальном мире: сборник. СПб.: ЛЕМА, 2024.
  11. Смирницкий А. И. Морфология английского языка. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1959.
  12. Сулейманова О. А. Когнитивный сценарий реализации категории определенности в практике использования английского артикля // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2023. № 20 (2).
  13. Сулейманова О. А., Петрова И. М. Экспланаторный потенциал теории классов для лингвистического исследования: порядок следования определений // Филология: научные исследования. 2018. № 3.
  14. Шагбанова Х. С. Языковые средства речевого манипулирования // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Т. 9. № 5A.
  15. Grundlegende Aspekte der Wortbildung / hrsg. von M. Konopka, A. Wöllstein, E. Felder. Heidelberg, 2020.
  16. Helbig G., Buscha J. Deutsche Grammatik. Ein Hаndbuch für den Ausländerunterricht. 17. Auflage. Leipzig: Langenscheidt, 1996.
  17. Weber T. Determination in der Nominalphrase – ein Überblick // Determination, syntaktische Funktionen der Nominalphrase und Attribution / hrsg. von M. Konopka, A. Wöllstein, E. Felder. Heidelberg, 2021.
  18. Zifonun G. Der nominale Bereich: die vielerlei Arten, Gegenstände zu konstruieren // Zifonun G. Das Deutsche als europäische Sprache: Ein Porträt. Berlin – Boston: De Gruyter Publ., 2021.

Информация об авторах

Самородин Георгий Владиславович

к. филол. н.

Московский городской педагогический университет

Собянина Валентина Александровна

д. филол. н., проф.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 сентября 2024.
  • Опубликована: 31 октября 2024.

Ключевые слова

  • манипулятивные речевые тактики
  • манипулятивный потенциал языковых единиц
  • морфологическая связанность артикля
  • артиклевая система немецкого языка
  • синтаксический нуль
  • manipulative speech tactics
  • manipulative potential of linguistic units
  • morphological connectivity of the article
  • article system of the German language
  • syntactic zero

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)